Президент Владимир Путин еще 23 марта заявил о переводе оплаты природного газа в страны Евросоюза и другие регионы мира, которые ввели санкции против России, в рубли. Это делается для того, чтобы отказаться от использования в расчетах долларов, евро и ряда других валют. Большинство стран Евросоюза отказались производить расчеты в рублях.
Как пишет Reuters, в ответ Москва предупредила «отказников»: действующие контракты на покупку российского газа будут остановлены при отказе от оплаты в рублях.
По словам Путина, России никто ничего бесплатно не продает. И она тоже не собираемся заниматься благотворительностью. Действующие контракты будут остановлены, предупредил глава государства.
Один из источников в ЕС сказал журналистам, что официальная реакция Брюсселя будет озвучена только после получения документов из Москвы, устанавливающих порядок и сроки рублевых платежей. В ЕС это называют «новой угрозой Путина» и собираются принять ответные меры.
ЕС до сих пор воздерживался от запрета любого импорта ископаемого топлива из России из-за сильной зависимости государств-членов от него, отмечает Reuters. Только запрет на импорт угля был временно включен в список возможных санкций в начале этого года, но он так и не попал туда, потому что Германия была категорически против.
Тем временем, по сообщению Die Zeit со ссылкой на источники в правительства Германии, президент Путин в телефонном разговоре заверил федерального канцлера Шольца, что европейские компании смогут и дальше оплачивать поставки газа в евро или долларах
По словам спикера федерального правительства ФРГ Штеффена Хебештрайта, Путин в телефонном разговоре хотя и сказал, что поставки газа с 1-го апреля придется оплачивать в рублях, но тут же подчеркнул, что для европейских компаний, с которыми заключены договоры, ничего не изменится.
То есть, платежи должны будут и дальше перечисляться исключительно в евро в Газпромбанк, на который санкции не распространяются. «Банк затем конвертирует эти деньги в рубли», – процитировал Хебештрайт главу российского государства.
По данным Die Zeit, Шольц, вроде бы, не согласился с такой процедурой, а попросил предоставить ему письменную информацию.