Виктория Павлова
Медицина пока относительно вне политики. На сегодняшний день только Великобритания оставила Россию без медоборудования. Немецкая компания «Siemens Healthineers» нашла лазейку, как сохранить поставки в Россию: она ссылается на закрепленное во Всеобщей декларации прав человека (документ, рекомендованный Генассамблеей ООН) право на медицинскую помощь. Остались Philips и General Electric. Но это не означает, что все останется по-прежнему.
Присутствовать на рынке ещё не означает поставлять продукцию по старым ценам. Доллар с 22 февраля подорожал на 25%, а инфляционные ожидания предпринимателей, по данным ЦБ, превысили 19%. Купить оборудование по прежним ценам уже невозможно. Рассказы про импортозамещение тоже сейчас не актуальны. Безусловно, 2020–2021 годы из-за ковида изменили соотношение импортного и отечественного оборудования. Но упор делался на жизненно необходимые в то время аппараты ИВЛ. В любом случае доля импортного медицинского оборудования была слишком велика.
В 2020 году более 78% закупок медоборудования в денежном выражении пришлись на импортную технику. Импортозамещение занимает слишком малую долю рынка, чтобы оказать значимое влияние. Как отмечает врач-онколог Максим Рыков, от импорта зависимы и государственные, и частные клиники в равной степени:
- И государственные, и частные клиники в равной степени зависимы от поставок зарубежного оборудования и зарубежных лекарственных препаратов. При лечении пациентов с орфанными, редкими, заболеваниями, во всём мире используются фармакологические препараты, произведённые только несколькими производителями, у которых есть соответствующие права и которые не передавали эти права и формулы молекул для производства дженериков.
Для государственных клиник это означает временную остановку закупок. Имеющихся бюджетов не хватит, а чтобы их увеличить, необходимо ещё добиться роста финансирования из федерального бюджета. Пока государственные клиники продолжат работать на том, что есть. Остаётся либо повышать доходы от платных медицинских услуг, либо улучшать навыки работы в условиях дефицита. С первым у государственных клиник большие проблемы: Минздрав уже разработал проект постановления, который сильнее разграничивает платные и бесплатные услуги в госклиниках, сокращая возможности главврачей заработать на новую технику.
У частных клиник вариантов больше. Кто-то увидит в кризисе возможность, кто-то обанкротится. В любом случае, будут большие перемены, которые затронут миллионы людей. Причём не только тонкую прослойку зажиточных (по российским меркам) людей. Частная медицина – это, например, лаборатории, где сделают любые анализы, и стоматологические клиники. Последние особо популярны. В 2019 году частные стоматологии, по данным BusinesStat, совершили 84,4 млн приёмов пациентов – это 31,1% от всех обращений россиян за стоматологической помощью. А в Санкт-Петербурге, например, 96% стоматологических клиник – частные. Это огромный пласт медицины, с которым приходится считаться.
Анализы – первый этап лечения. Но получить все необходимые результаты в ближайшей поликлинике – тот ещё квест. Некоторые исследования или не проводятся, или за ними выстраиваются очереди, на которые обращал внимание месяц назад глава СПЧ Валерий Фадеев. И в этой сфере доля импортного оборудования высока – отмечает руководитель медицинского департамента федеральной сети медицинских лабораторий KDL Ольга Малиновская:
- В лабораторной медицине широко используется импортное оборудование и реагенты. Есть направления диагностики, где в подавляющем большинстве представлены отечественные производители, например, ПЦР-диагностика, которая стала известной благодаря эпидемии коронавируса. При этом рутинные тесты, например, биохимический или общий анализа крови, чаще всего выполняются с использованием автоматических анализаторов импортных производителей. Большие партии лабораторного пластика, который является расходным материалом при выполнении исследований, также поставляются из стран Европы и Азии.
Курсовая разница (даже после того, как первая волна истерии на валютном рынке спала, доллар стоит на 25% больше, чем в середине февраля) не замедлит сказаться на стоимости конечных услуг – поясняет Ольга Малиновская:
- Доля расходных материалов в себестоимости достаточно большая, может составлять 60–75% от стоимости услуги.
Врач-терапевт и основатель сервиса «Справочник врача» Константин Хоманов уточняет, какие именно исследования станут наиболее дефицитными:
- Самыми дефицитными станут иммунологические, молекулярно-генетические, культуральные и частично биохимические анализы, — именно они требуют определённых реактивов, оборудования, подготовки персонала.
Рано или поздно, клиники и лаборатории смогут подобрать необходимые аналоги и убедиться в их качестве. Вопрос в том – когда это произойдёт, ведь придётся решать нетривиальные логистические задача. В этом, по мнению Максима Рыкова, заключается основная проблема.
- В отсутствие импортных тест-систем можно подобрать качественные аналоги, производимые как у нас в стране, так и в других странах, которые не накладывали санкции на поставку в Россию различного оборудования и комплектующих. Другое дело, как логистически выстроить такую цепочку поставок, чтобы реагенты для эксплуатации различных аналитических установок доставлялись до места назначения.
Если у вас болят зубы – у нас плохие новости. Эксперты указывают на то, что стоматологи и их пациенты больше других пострадали в нынешней ситуации. Именно в этой сфере наибольшая зависимость от импортных оборудования и материалов. Без них, конечно, можно работать. Зуб вырвать – не проблема. Но привычного качества обслуживания может не быть. Цены же в любом случае вырастут. Стоматолог и к.м.н. Михаил Саулин успокаивает тем, что хотя бы уже начавшие длительное лечение пациенты имеют шансы проскочить по старым ценам. И иначе придётся выложить до 80% больше денег по сравнению с прежними ценами:
- Большинство материалов, среди которых имплантаты, инструменты, техника - производятся за рубежом. В ближайшее время мы можем столкнуться с задержками поставок и кратным увеличением цен на материалы из-за курсовой разницы и стоимости доллара. Сейчас пациенты, которые идут по длительному протоколу с имплантацией, коронками, винирами могут не почувствовать большой разницы, так как все материалы заранее заказаны и отложены. Но те, кто только начинает лечение, могут столкнуться с повышением цен от 30% до 80% в зависимости от сложности и количества материалов, а в худшем случае - нехваткой расходников.
У стоматологов просто нет иного выхода, кроме как повысить цены, ведь и их поставщики тоже не стесняются переписывать ценники – дополняет управляющий партнёр центра эстетической стоматологии и костной регенерации PerfectSmile Екатерина Пономарёва:
- Все оборудование и материалы в клиниках иностранные. Уже сейчас поставщики прекратили отгрузку и повышают от цены до 250%. Доля материалов стоматологических услуг достигает 20% и, соответственно, рост курса валют в условиях, когда у нас все импортное, неминуемо приводит к росту себестоимости. В связи с этим, цены на стоматологические услуги вырастут неизбежно. Нам тоже пришлось поднять прайс на 15%. Повезло тем, у кого замкнутый цикл производства, то есть имеется в подразделении собственная лицензированная зуботехническая лаборатория, которая производит коронки, виниры, каппы, элайнеры, хирургические шаблоны для проведения операций, протезирования и имплантации и т.п
Директор клиники «Ренессанс страхование» Алексей Образцов ожидает рост расценок на стоматологию на 20–30%. Платить придётся в любом случае: Михаил Сулин рассказал, что сопоставимых по уровню качества ни отечественных, ни даже китайских материалов просто не существует, и это приведёт к глобальной трансформации всего стоматологического рынка уже в ближайшие 2 месяца.
Если с анализами и стоматологией всё понятно, то с клиниками широкого профиля ситуация не столь однозначная. Все эксперты признают зависимость от импортного оборудования, но единого мнения касательно цифр роста цен нет. Так, врач-терапевт и основатель сервиса «Справочник врача» Константин Хоманов ожидает, что поход в частную клинику может стать в 2 раза дороже:
- Большинство высокотехнологичного оборудования в коммерческих клиниках (аппараты КТ, МРТ, УЗИ, косметологические, эндоскопические, стоматологические приборы и пр.) является импортным. В ближайшее время цены на медицинские услуги во всех сегментах рынка начнут расти, по некоторым прогнозам, на 30–100%.
Однако многопрофильные клиники имеют шансы пережить кризис. Будет дорого, возрастут издержки на оплату услуг посредников, но совсем без медоборудования частные клиники не останутся. Директор по маркетингу и рекламе группы клиник MedClub Владимир Кудин успокаивает тем, что далеко не вся техника завязана на недружественные страны:
- Одним из основных поставщиков является Корея, с которой у нас санкций не намечается. Так же возможна закупка "аналогов", но это уже скорее из разряда домыслов. В дефицит тоже крайне мало верится так как нынешний кризис показывает нам возможность перестройки логистики и поставок не напрямую от производителя, а через посредников.
Председатель правления Национальной ассоциации медицинских организаций Дмитрий Борисов рассказывает о том, что частные клиники могут спастись благодаря обильным инвестициям прошлых лет и длительному сроку службы медтехники. Грубо говоря, успешные частные клиники успели обрасти некоторым «жирком» за последние годы:
- Не всегда стоимость оборудования сразу переносится на услуги. Потому что оборудование эксплуатируется длительный период, там амортизацию можно откладывать лет на 10, до 10 лет может работать такое оборудование. Кроме того, это новое оборудование подорожает, а старое куплено же по старым ценам. Конечно, желательно, к моменту, когда оно выйдет из строя, накопить резервы, чтобы его обновить. Но здесь же все упирается в платежеспособный спрос и в конкуренцию. Последние годы очень большой объем инвестиций был сделан в том числе в частный сектор, и многое оборудование было недогружено.
Также по мнению Дмитрия Борисова поможет здоровая конкуренция. Выживать надо всем, а у людей денег больше не становится. В этом плане с доступностью платной медицины больше повезло жителям крупных городов. Клиники в борьбе за клиента будут до последнего момента стараться сдерживать цены. А вот в малых городах, где выбора у пациентов нет, может быть всё, что угодно:
- Даже повышенные сейчас цены потом все равно скорректируют, все равно будет ценовая конкуренция. В регионах вероятность роста цен больше, потому что там просто нет соответствующего предложения. А в Москве объем предложения таков, что нет возможности просто взять и на 50% поднять стоимость услуг.
Заодно спрос на платную медпомощь поддержат люди, которые хотели бы уехать на лечение за границу, но просто физически сейчас не могут это сделать – считает Владимир Кудин. Это поможет клиникам остаться на плаву и не закрыться:
- Массового закрытия не будет, частная медицина будет востребована, поскольку государственная пока еще не дотягивает. Так же обнадеживающим фактором станут ограничения на вывод денег за рубеж и сложности с визами. Как следствие, люди, которые лечились в ЕС, будут вынуждены обращаться к специалистам в Российской Федерации.
Кроме того, стоит иметь в виду, что 26 марта Президент Владимир Путин подписал федеральный закон, направленный на регулирование обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий в РФ в условиях санкций, соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.Как отмечал спикер Госдумы Вячеслав Володин, данные нормы "позволят упростить и ускорить вывод на отечественный рынок необходимых медикаментов, а также минимизировать риски влияния антироссийских санкций на лекарственное обеспечение граждан".
По его словам, в случае дефицита медикаментов в 2022 году правительство сможет принимать решение об упрощенном порядке допуска на российский рынок иностранных лекарств: так, по решению кабмина, вновь зарегистрированные зарубежные препараты смогут до 31 декабря 2022 года продаваться в России в иностранной упаковке с этикеткой на русском языке, в настоящее время продажа таких лекарств разрешена только в российской упаковке.Также согласно закону, производители медицинских изделий и организации, осуществляющие ввоз медицинских изделий в РФ, не вправе приостанавливать или прекращать свою деятельность в России без уведомления уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Уведомление должно поступить властям РФ минимум за шесть месяцев до приостановки производства или прекращения поставок.
федеральные органы госвласти наделяются полномочиями утверждать случаи и порядок организации оказания первичной медико-санитарной и специализированной помощи, в том числе высокотехнологичной, вне медицинских организаций. По действовавшим ранее нормам таким полномочием были наделены региональные власти. Авторы инициативы поясняли, что "норма направлена на решение вопроса оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи на приграничных территориях субъектов РФ, куда прибывают граждане Донецкой народной республики, граждане Луганской народной республики и лица без гражданства, вынужденно покинувшие места постоянного проживания".Ко второму чтению законопроекта комитет также была одобрена поправка, по которой организация оптовой торговли лекарствами обязана соблюдать предельные сроки отгрузки затребованных аптекой товаров и в случае заключенного договора не в праве отказывать ей в поставке лекарств при их наличии. Кроме того, предельные сроки отгрузки затребованных лекарств в зависимости от расположения места их отгрузки устанавливаются уполномоченным органом федеральной исполнительной власти.