Странные «орки» рождаются в черных дырах, предполагают астрономы

25 марта 2022, 09:07
Исследователи приблизились к разгадке одного из самых непонятных космических объектов.

В 2020 году австралийские астрономы обнаружили при помощи телескопа ASKAP одни из самых загадочных объектов во Вселенной – «орки» (Odd Radio Circles, ORC), или «странные радиокруги». Эти напоминающие дымовые кольца объекты разительно отличались от всего, что было прежде известно науке, и были больше похожи на визуальный эффект. Однако дальнейшее изучение показало, что они вполне реальны, и что в небе их более тысячи. Огромные кольца простираются примерно на 1 миллион световых лет в поперечнике. Они видны только в радиоволнах и не обнаруживаются в рентгеновском, оптическом или инфракрасном диапазонах.

Новое исследование, которое провела та же команда астрономов на телескопе MeerKAT, показало, что странные радиокруги могут исходить от гигантских черных дыр. Об этом сообщает LiveScience. Астрономы провели наблюдения над пятью орками и обнаружили, что по крайней мере три из них закольцованы вокруг галактик со сверхмассивными черными дырами, масса которых в миллионы и миллиарды раз превышает массу Солнца. Такие черные дыры часто выбрасывают мощные потоки вещества, и орки могут появляться в результате этого гигантского галактического взрыва. Радиокруги - это ударные волны, которые ускоряют электроны в слое разреженного газа, расположенного за центром черной дыры, и вырывают их из атомов, создавая магнитное поле, вокруг которого кружатся, испуская радиоволны, заряженные электроны.

Что именно является причиной взрыва, исследователи пока не знают. Для этого необходимы еще более чувствительные телескопы. Вероятно, это станет реально, когда в эксплуатацию введут Square Kilometer Array (SKA) – крупнейшую в мире сеть радиотелескопов в Австралии и Южной Африке, которую Южная Африка, Австралия, Великобритания, Франция, Канада, Китай, Индию и еще несколько стран планируют запустить к 2028 году.

#Новости #Наука #Космос #Астрономия