Posted 24 марта 2022, 08:48
Published 24 марта 2022, 08:48
Modified 7 марта, 12:27
Updated 7 марта, 12:27
Александр Сычев
Американские законодатели приняли очередную программу внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в управление вооруженными силами и создание умных систем. На ее осуществление в нынешнем году Фонду развития искусственного интеллекта к уже имеющемуся финансированию добавили еще 200 млн долларов. В Вашингтоне не скупятся, потому что считают искусственный интеллект «переломной компетенцией» для обеспечения неоспоримого силового превосходства.
Постановкой искусственного интеллекта на службу вооруженным силам американские военные особенно активно занялись в 2012 году. Тогда была принята специальная стратегия, чуть позже создали Объединенный центр искусственного интеллекта, а в Пентагоне учредили должность главного координатора по цифровым технологиям и искусственному интеллекту.
Все вооружения, транспорт и личный состав вооруженных сил предполагается связать в единой цифровой сети, а обрабатывать данные, оценивать обстановку и ставить боевые задачи будет искусственный интеллект. Все инструменты будут интегрированы в так называемом Объединенном оперативном командовании (JADC2).
В прошлом году в распоряжение одиннадцати командований вооруженных сил США были отправлены группы программистов. Им предстоит внедрять ИИ и синхронизировать все элементы, создавая, таким образом, единую нейронную сеть. «Только благодаря интеграции ИИ, а также связанных с ним технологий, мы получим как информационное, так и оперативное преимущество на быстро ускоряющихся полях сражений будущего», — сказала в прошлом году заместитель министра обороны Кэтлин Хикс.
В 2021 году в ведении Министерства обороны находилось более 680 проектов, связанных с созданием искусственного интеллекта – огромный объем работы, на который сегодня выделяются миллиарды. Точно оценить объем финансирования весьма затруднительно, так как значительная часть проектов носят гражданский характер, некоторые имеют двойное назначение.
Есть и сугубо военные. Значительную часть из них ведет Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA). Сотрудники этого подразделения занимаются совершенствованием и внедрением систем искусственного интеллекта в различные образцы вооружения. В DARPA работают также над наделением машин способностью общаться друг с другом и думать, так же как это делают люди. Научно исследовательские институты Армии и ВМС США ведут более 200 собственных проектов.
Результат предпринимаемых усилий уже заметен. По крайней мере, 17 из 88 основных систем вооружения Пентагона, о которых сообщалось в 2021 финансовом году, уже используют искусственный интеллект.
В прошлом году DARPA впервые испытало возможности нейросети в воздушном бою. Бой был виртуальным. Проверяли возможности прототипа искусственного интеллекта RED, разработанного в DARPA. Противниками выступили нейросетевые алгоритмы, разработанные Исследовательским институтом технологий штата Джорджия, компаний Aurora Flight Sciences, EpiSCI, Heron Systems, Lockheed Martin, Perspecta Labs, PphysicsAI и SoarTech. Алгоритмы загрузили в виртуальные модели истребителя F-15C Eagle. Эти истребители сражались с самолетами под управлением RED. В DARPA испытания признали успешными.
Пентагон широко раскинул свои сети, благо недостатка в средствах ведомство не испытывает. Он участвует практически во всех программных разработках, которые хоть как-то могут быть использованы в военных целях. Еще в середине 90-х годов прошлого века будущие основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин получили гранты от фондов, связанных с Пентагоном, на разработку интернет-поисковиков и приложений для ранжирования страниц.
Примерно в то же время ЦРУ и Агентство национальной безопасности (АНБ) финансировали программу «Цифровые системы обработки больших объемов данных» (MDDS). Часть запатентованной системы Google PageRank была разработана на средства MDDS. В рамках этой программы Сергей Брин получал также финансирование на проект «Разведывательное сообщество».
На достижение военного превосходства косвенно, а иногда и напрямую работают практически все ведущие компании, типа Amazon, Apple, Meta, Microsoft, PayPal. Например, согласно отчету международной организации «Открытое правительство», большая часть администрации США, Госдеп, НАСА, Управление по контролю за продуктами и лекарствами и Центры по контролю и профилактике заболеваний в своей работе настолько плотно связаны с Amazon, что этот технический гигант специально открыл свой филиал недалеко от Вашингтона.
Пентагон, полицию и ФБР Amazon обеспечивает, например, программами для наблюдения и распознавания лиц, расово-гендерными идентификационными инструментами. Правительство и прочие инстанции пользуются системами заключения «облачных контрактов», машинного обучения, системами биометрических данных и многим другим от Amazon. Доходы компании во многом зависят от госзаказов. Только одна дочерняя компания Amazon Web Services получает 10% своей прибыли от государственных контрактов.
В годы правления президента Дональда Трампа Пентагон объявил огромный тендер на сумму более 10 млрд долларов. Потребовалась система облачных вычислений, известная как «Объединенная оборонительная инфраструктура» (JEDI). Компания Microsoft выиграла контракт, но Amazon подала в суд на Пентагон. В своем иске она утверждала, что антипатия президента Трампа к компании и особенно к ее директору Джеффу Безосу снизила шансы на победу в тендере.
Одним из последних заключенных соглашений стал контракт между Пентагоном и компаниями LMI и MORSE Corporation. Они получили 241 млн долларов на разработку программного обеспечения, позволяющего управлять огромными объемами данных, постоянно поступающих от космических, воздушных, наземных и морских источников, и анализировать их. Проект назвали «Готовность данных».
«Системы искусственного интеллекта начинают менять наш подход к национальной безопасности, но они не смогут реализовать свой потенциал без качественных данных и гибких систем их сбора», — сказал во время подписания контракта Кристиан Борден, главный инженер MORSE.
Хотя большинство современных предпринимателей, похоже, абсолютно согласны с высказыванием римского императора Веспасиана pecunia non olet («деньги не пахнут»), все же некоторым бывает не безразлично то, на чем они зарабатывают. В 2018 году Пентагон вдруг натолкнулся на сопротивление работников Google, которые заставили эту технологическую компанию отказаться от участия в военном проекте Project Maven. Предполагалось создать программу для интерпретации аэрофотоснимков из конфликтных зон. Что-то в целях Пентагона сотрудники Google сочли противоречащим их человеческим ценностям.
В том же году в Стокгольме на Международной конференции по искусственному интеллекту около 160 компаний, а также более 2,4 тыс. ученых и предпринимателей со всего мира подписали договор, который предполагает отказ от разработки оружия с искусственным интеллектом. Они убеждены, что искусственный интеллект не должен иметь даже теоретической возможности принимать самостоятельное решение на убийство.
Это поветрие настолько обеспокоило Министерство обороны США, что в течение 15 месяцев военные работали над сводом этических принципов применения искусственного интеллекта в военных системах. В прошлом году документ приняли.
Пентагон объявил, что при формулировании принципов военные руководствовались Конституцией США, десятым разделом Кодекса США (посвящен вооруженным силам), законами и обычаями ведения войны, а также международными договорами и «устоявшимися нормами и ценностями». Пентагон также назначил Объединенный центр искусственного интеллекта ответственным за соблюдение разработанных принципов.
Все бы хорошо, но смущает в принципах расплывчатость формулировок. Их можно трактовать весьма широко, легко подгоняя под возникающие обстоятельства и необходимости. К тому же в своде принципов отсутствуют правила применения искусственного интеллекта. А ведь появление оружия, способного самостоятельно выбрать цель и вступить с ней в бой или просто убить конкретного человека, представляет собой чудовищную угрозу не только отдельным людям и странам. Оно окончательно подорвет и извратит моральные устои человечества.