Posted 24 марта 2022, 14:55
Published 24 марта 2022, 14:55
Modified 7 марта, 12:26
Updated 7 марта, 12:26
В своём выступлении в рамках пресс-конференции в ТАСС, посвящённой обсуждению способов противодействия онлайн-цензуре со стороны американского видеохостинга YouTube, Владимир Соловьёв отметил, что эта тема затрагивает основополагающие вещи: принципы свободы слова и права граждан на свободный доступ к информации.
«За последние годы американские онлайн-платформы развернули полноценную кампанию по дискриминации и дискредитации российских СМИ и наших журналистов.
Если в 2020 и 2021 году их действия носили ситуативный, точечный характер, то в первом квартале этого года, после начала событий на Украине, иностранные онлайн платформы развернули масштабную антироссийскую кампанию. Любое мнение или позиция, которые расходятся с западным взглядом на вещи, на действительность - подвергаются ограничению.
По сути, речь идёт о масштабной, полноценной цензуре в отношении российской точки зрения на происходящие в мире события.
Особенно выделяется на фоне других платформ - Youtube, принадлежащая компании Google, которая не только удалила аккаунты Russia Today и Sputnik ориентированные на зарубежную аудиторию, но и аккаунты отечественных СМИ, которые ориентированы и на зарубежную, и на российскую аудитории.
Судя по всему, к настоящему моменту это уже больше 24-ёх СМИ. Если посчитать всё, что входит в «РИА Новости», в RT, то там уже многие десятки СМИ. Совокупная аудитория подписчиков составляет больше 26 млн. А смотрели эти СМИ регулярно, по некоторым подсчётам, более 60 млн зрителей.
Мы считаем, что это вопиющая ситуация, которая не должна оставаться без ответа. И в этой связи мы подготовили обращение в Министерство иностранных дел, в Генпрокуратуру и в Роскомнадзор», - сообщил Владимир Соловьёв.
Глава СЖР зачитал данное письмо. В нём говорится, в частности о том, что по информации Роскомнадзора, начиная с 2020 года, ограничения Youtube в отношении российских СМИ накладывались 54 раза.
Среди подвергшихся цензуре оказались ютуб-каналы таких СМИ, как «РБК», «Спас», «Россия 24», «Россия 1», «Первый канал», «Культура», «Звезда», Sputnik, RT «РИА-Новости» и др.
По всем случаям Роскомнадзор направлял требования прекратить дискриминацию и обеспечить свободный доступ к информации для всех пользователей видео-хостинга. Однако, по состоянию на 22 марта со стороны компании Google эти требования не выполнены.
В документе Союз журналистов России обратился к властям с призывом не оставить данную ситуацию без реакции и принять надлежащие меры в соответствии с законодательством РФ.
Владимир Соловьёв подчеркнул: «Мы не призываем к блокировке ресурсов, дающих доступ миллионам людей к информации. Но предвзятая модерация и откровенная цензура со стороны цифровых платформ должна иметь последствия для них по всем нормам российского законодательства».
Руководитель пресс-службы медиагруппы «Россия сегодня» Анна Старкова отметила, что согласна с тем, что не стоит призывать к полной блокировке Youtube в России, но этот видеохостинг, несомненно, должен знать, «по каким правилам играть на территории Российской Федерации».
«Иначе как страшной цензурой назвать всё это язык не поворачивается. Но мы считаем, что в любом случае, найдём способ донести до нашей аудитории ту точку зрения, которую люди хотят узнать. И мне кажется, это надо расценивать как шанс использовать наши видеохостинги, тот же самый RuTube.
Не могу не похвалиться: Sputnik запустил там аккаунт и буквально за неделю стал самым крупным СМИ в Rutube по количеству подписчиков», - рассказала Анна Старкова.
Генеральный директор телеканала Russia Today Алексей Николов тоже поддержал обращение СЖР и заявил, что Россия сегодня имеет полное право требовать от Youtube выполнять свои же правила.
«Понятно, что есть общие законы, но есть и какие-то свои правила самой платформы.
Насколько я понимаю, RT был первым российским СМИ, которое официально завело свой аккаунт. Это было в 2007 году. В 2011 году мы стали первым новостным СМИ в мире, который перевалил за показатель в миллиард просмотров. И тогда вице-президент Google по контенту Роберт Кинсл произнёс замечательные слова: «Мы очень гордимся и рады, что RT вышел на такую цифру. Миллиард просмотров это веха, к которой многие стремятся…»
А затем, в январе 2020 года, RT первым в мире преодолел показатель в 10 млрд просмотров сюжетов, а сейчас их у нас уже больше 15 млрд. У нас, кстати, ресурсов, аккаунтов больше восьмидесяти. И они все сейчас заблокированы по абсолютно произвольному решению с полным, отъявленным, наглым нарушением собственных же правил Google. Вот что, как мне кажется, важно понимать всем нам.
Всё это игра с абсолютным игнорированием правил, а не только законов страны, в которой люди работают. Просто абсолютное игнорирование собственных правил, которые были объявлены для всех, на старте, при регистрации.
На все свои же правила они на каком-то этапе стали плевать. А почему? А потому что мы в честной конкуренции их начали обыгрывать. Стали обыгрывать тех, кого обыгрывать не должны были, нас туда не для этого пускали.
Мы же вещаем на разных языках: и на арабском, и на испанском, и на французском… И везде мы начинали конкурентов обыгрывать.
А кому же понравится проигрывать в честной конкуренции, когда, например, на тему «жёлтых жилетов» в сумме все материалы Le Monde, Observateur, France 24, Figaro и др. вместе набрали в два раза меньше просмотров, чем материалы RT! И когда к «жёлтым жилетам» подходят с просьбой об интервью французские СМИ, а им говорят: пошли вон, вы все врёте, мы даём интервью только RT France!
Ясно, что это означает, что проигрывают люди. И там поняли, что надо что-то делать. Честно - не получилось, поэтому нас начали блокировать.
Мы никому не мешали рассказывать свои истории – про «белые каски», про Скрипалей, про так называемую химическую атаку в Думе… Но оказалось, что всё это честной конкуренции не выдерживает», - рассказал Алексей Николов, приведя выдержки из публикаций New York Times и Washington Post, в которых эти издания признают лидерство RT по просмотрам, по ссылкам на тематические запросы в поисковой строке и так далее.