Несмотря на принятое радикальное решение, руководство компании намекнуло журналистам, что продолжит поставлять в Европу сжиженный природный газ с завода «Ямал СПГ» и это будет продолжаться до тех пор, пока страны-члены Евросоюза считают российские газ и нефть «источником существования».
По данным Reuters, у TotalEnergies до конца года действуют срочные контракты на закупку российской нефти, которые в основном касаются поставок сырья на НПЗ завод Leuna в Германии по нефтепроводу «Дружба». После истечения срока этих контрактов компания намерена внедрить «альтернативные решения» с импортом нефти через Польшу.
В большом прощальном заявлении французской компании, которое цитирует Forbes, в частности, говорится, что, «учитывая ухудшение ситуации на Украине и наличие альтернативных источников поставок в Европу, TotalEnergies в одностороннем порядке приняла решение впредь не заключать и не продлевать контракты на закупку российской нефти и нефтепродуктов.
TotalEnergies также объявила и о приостановке инвестиций в проект «Арктик СПГ 2», которым она владела совместно с «Новатэком» и другими инвесторами.
TotalEnergies подчеркнула, что ее принцип - обеспечить строгое соблюдение европейских санкций «независимо от того, каковы будут последствия для управления активами компании в России».
Но французы отлично понимают, что как только они покинут российский рынок, на их место придут конкуренты. Об этом говорят факты.
В начале марта о намерении прекратить заключение новых сделок на покупку российских нефти и газа объявили британско-нидерландская компания Shell и британская BP. Их сотрудники начали укладывать чемоданы.
На самом деле, по данным bfm.ru, представители British Petroleum так и не покинули совет директоров «Роснефти», несмотря на заявления об уходе из России. Британцы до сих пор не вышли из уставного капитала ни «Роснефти», ни совместных предприятий. А в одном из них - «Харампурнефтегазе» - компания заменила британца в совете директоров своим представителем с российским паспортом.
По мнению экспертов, ВР просто невыгодно выходить из руководства, если еще есть надежда вернуться в Россию. Когда все уляжется, компания готова будет продолжать работать с прежней интенсивностью. Почему так происходит?
Первый фактор - это, конечно, прибыль. Порядка трети, даже больше трети прибыли компании ВР обеспечивают проекты на территории России.
Второй важный аспект - это наличие огромной ресурсной базы. Сегодня в принципе на Россию приходится 70% перспективных нефтегазовых ресурсов мира.
Третий фактор - это наличие многообещающих проектов, которые реализует компания «Роснефть». Прежде всего, это проект «Восток Ойл», в рамках которого намечается добыча так называемых зеленых баррелей, то есть углеродный след этого проекта будет на 75% ниже, чем аналогичных проектов в других странах мира.
Благодаря участию в этом процессе компания ВР, с одной стороны, получает огромные масштабы добычи, огромную прибыль, а с другой - она получает имидж «зеленой» компании.
Есть информация о том, что и другие крупные международные компании, включая ExxonMobil, Shell и Equinor, также не спешат покидать Россию.
«По новым проектам взаимодействие прекращено, а по старым работа ведется в обычном режиме», - рассказал bfm.ru источник, близкий к «Роснефти».