Posted 22 марта 2022, 08:56
Published 22 марта 2022, 08:56
Modified 7 марта, 12:30
Updated 7 марта, 12:30
Александр Сычев
На полигонах Уайтсэндс в штате Нью-Мексико и Дагуэй (штат Юта) компания General Atomics Electromagnetic Systems (GA-EMS) завершила серию испытаний снарядов-перехватчиков. Стреляли с помощью электромагнитного ускорителя массы, проще говоря рельсотрона, мощностью 32-мегаджоуля и 120-миллиметровой пушки.
Сильно отстав от России с созданием гиперзвукового оружия, Соединенные Штаты лихорадочно ищут способы защиты. General Atomics, в частности, занимается разработкой боеприпасов, которые выстреливались бы из орудий и на гиперзвуковой скорости были способны маневрировать, чтобы охотиться за гиперзвуковыми ракетами противников. Для этого на свой боеприпас компания GA-EMS установила интегрированную электронику наведения.
В ходе прошедших стрельб проверялась их способность поддерживать каналы передачи данных на гиперзвуковых скоростях, а также контролировать траекторию своего полета. Конструкторы выясняли также, как электроника выдерживает чудовищные перегрузки, температуры и воздействие мощных электромагнитных полей.
«Мы внесли значительные усовершенствования в конструкцию нашего снаряда, продемонстрировав живучесть и хорошие аэродинамические характеристики на гиперзвуковых скоростях. Мы проверили возможности наведения, которые обещают большую точность, необходимые для эффективного поражения воздушных угроз», - сказал про испытания президент компании Скотт Форни.
Включение в серию испытаний рельсотрона указывает на то, что в Пентагоне хоть и прекратили в 2021 году финансирование работ по созданию электромагнитных орудий, совсем от старой своей идеи еще не отказались. Разработки рельсотронов начались в 2005 году. Тогда ВМС США запустили программу, которую назвали Velocitas Eradico, в переводе с латыни «избавиться от скорости». В программе участвовали компании General Atomics и BAE Systems. Созданные ими два прототипа функционировали примерно одинаково, выстреливая снаряды с использованием мощных электромагнитных полей.
Большие надежды на электромагнитные ускорители массы возлагались по целому ряду теоретически обоснованных причин. В частности, считается, что рельсотрон может стрелять на расстояние больше 200 километров. Правда, при этом, как выяснилось, появляется множество проблем, таких как неоднородность кривизны поверхности земли, разность плотности атмосферы, гравитационная неоднородность и многие другие.
Очень воодушевляла также возможность стрелять очень быстро, по сути дела, обыкновенной металлической болванкой. Ее прелесть в том, что она не взрывоопасна и имеет меньшие габариты, чем ракеты и, тем более, артиллерийские снаряды. Это означает, что запас боеприпасов на кораблях можно было бы многократно увеличить.
А скоростные возможности просто завораживали. Одной из важнейших причин разработки рельсотронов было то, что использование порохов для стрельбы достигло своего предела — 2,5 километра в секунду. В 2016 году конструкторы обеих компаний пообещали ВМС США, что смогут разогнать снаряды, выпущенные из рельсотронов, до 6 Махов. Флот отвалил им 500 млн долларов на изыскания. Но все 16 лет изысканий, сопровождавшихся масштабной и довольно навязчивой рекламой перспектив нового оружия и сенсационными пресс-конференциями, завершились практически ничем.
Рельсотрон существует, но боевым оружием назвать его нельзя. Одна из причин – контактные «рельсы», которые и являются «стволом» орудия, выдерживают всего три выстрела. После этого их надо менять, а это – дорогостоящая бескислородная медь и серебро. Найти подходящие, более выносливые материалы не удалось, и тогда американцы решили сэкономить – в прошлом году заключили договор с Японией, поручив ее заниматься рельсотронной темой.
Сейчас мечты Пентагона сжались до надежды получить гиперзвуковой боеприпас для противовоздушной обороны, который можно было бы выстреливать из пушки, а в перспективе, если японцам удастся найти долговечный материал для изготовления «рельсов», и из рельсотрона. Этот снаряд должен не только очень быстро летать, но при этом еще и маневрировать, чтобы иметь возможность перехватить ударное гиперзвуковое оружие.
Хотя нынешние испытания в компании General Atomics сочли вполне удачными, полным успехом они не увенчались. Оказалось, что на обещанной скорости 6 Махов снаряд неуправляем и маневрирование невозможно. На практике он смог поддерживать канал связи с базовой станцией и маневрировать на скоростях до 3,6 Маха, а это значительно меньше скорости полета любой ракеты. Спектр применения управляемых пушечных снарядов сразу ужался. Чтобы сбивать гиперзвуковое оружия, по-прежнему необходимо точно рассчитывать точку упреждения. А это невозможно – современное гиперзвуковое оружие способно маневрировать и, следовательно, уклоняться от любого из имеющихся перехватчиков.
Но совсем бесполезными испытания, очевидно, признать нельзя. Появилось средство борьбы с воздушными целями, летающими на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях. К тому же получены экспериментальные результаты, которые полезны для групп ученых и конструкторов, занимающихся разработкой гиперзвукового оружия. В США к решению этой задачи подошли масштабно – финансируют множество компаний и институтов, а также подключились к соответствующим работам, которые ведутся в некоторых странах, в частности, в Японии и Австралии.