Как сообщили российские СМИ, глава Минэнерго РФ Новак заявил, что Россия может прекратить экспорт урана в недружественные страны. «Вопрос введения запрета на экспорт урана из страны тоже есть в повестке, он изучается».
Сегодня ситуация на американском урановом рынке такова. Более 90 АЭС вырабатывают до 20% всей электроэнергии США (критично для всего энергобаланса) – доля страны в мировом потребления урана самая крупная, порядка 27%. По данным 2020 г. на Россию приходилось почти четверть всех поставок обогащенного урана, необходимого для работы коммерческих реакторов. Совокупно на Россию, Казахстан и Узбекистан приходится порядка 50% американского спроса на уран, сообщает канал «Бойлерная».
Согласно отчету Росатома за 2020 год, региональная структура продаж урановой продукции была распределена следующим образом: 50% приходится на Американский регион, 32% на Европейский, ещё 18% на Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток и Африку. Поставки за рубеж ядерного топлива достигли 17% мирового рынка (3-е место), сейчас поставки идут в Армению, Белоруссию, Болгарию, Венгрию, Словакию и Чехию. Также российское топливо эксплуатируется в реакторах Индии, Китая, Украины и Финляндии, а в сотрудничества с французской Framatome топливо и компоненты из регенерированного урана, произведенные в России, поставляются на АЭС Евросоюза. При этом «Росатом» занимает первое место в мире по обогащению урана – 36% рынка, что также позволяет наращивать экспортный потенциал в будущем.
Кроме того, неделю назад в США сенаторы-республиканцы внесли законопроект, по которому Америка сама отказывается от российского урана.
Отказ России от экспорта урана, равно как симметричный шаг США, совершенно точно разгонят мировые цены на это топливо, уверен журналист Павел Пряников. Но главное состоит в том, что повысится до критической роль Казахстана на рынке топливного урана:
«Его мировая доля самая большая в мире – 42%. Фактически Казахстан держит почти все мировые АЭС на крючке. Франция, США и Япония как потребители большого объёма топливного урана ещё больше будут заинтересованы в стабильности Казахстана и его хотя бы умеренном прозападном курсе. Чтобы Россия не диктовала ему условия по тем же урановым сделкам.
И в целом сейчас Казахстан становится ещё более важным «ключом» к России. Наверняка мы там много интересного увидим вскоре.»