Пока весь мир с тревогой наблюдает за развитием ситуации в Украине, в Казахстане объявлено о начале важнейших общественно-политических реформ. Выступая с посланием к народу на совместном заседании парламента, президент республики Касым-Жомарт Токаев заявил о том, что форма правления в стране должна измениться - парламент получит больше полномочий: «Нам нужны выверенные шаги по переустройству политической модели развития Казахстана. Речь прежде всего идет об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом. Такая система обеспечит оптимальный баланс властных институтов и будет способствовать устойчивому развитию страны».
Токаев предложил также законодательно запретить главе государства быть членом какой-либо партии во время исполнения своих полномочий, отметив, что этот шаг повысит политическую конкуренцию и обеспечит равные условия для развития всех партий. Еще одной инициативой стало предложение запретить близким родственникам президента занимать посты во власти и в государственных компаниях. Токаев отметил, что глава государства должен гарантировать равенство возможностей для всех граждан.
Кроме того, президент предложил учредить в Казахстане Конституционный суд: «Генеральному прокурору и уполномоченному по правам человека также должна быть предоставлена возможность обращения в Конституционный суд. Надеюсь, что эти инициативы станут важным шагом на пути построения справедливого и правового государства».
О том, как восприняли в самом Казахстане эти инициативы президента, свидетельствует публикация алматинского юриста Ержана Есимханова:
«Коротко о самых важных вещах из сегодняшнего выступления президента.
1. Сильно упрощена процедура регистрации политических партий – регистрационный порог снизили в 4 раза, с 20 тысяч человек до 5. К чему это приведет? В ближайшее время будет много новых партий. В них придет много амбициозных людей, в том числе из соцсетей. Они будут не очень долговечны – харизматики или переругаются, или устанут. В конечном итоге из этого множества получится четыре-пять сильных партий, как в любой европейской стране. Интересны не те партии, которые будут создавать разные харизматики из соцсетей, а больше те, которые будут создаваться объединениями профессионалов – к примеру, промышленниками или аграриями. За ними будущее.
2. Запрет президенту и крупным чиновникам состоять в партиях и возглавлять их филиалы. Давно пора. А то «Нур Отан» за последние годы превратился в какой-то аналог КПСС, членство в котором было обязательно для любого крупного чиновника.
3. Запрет для родственников президента на занятие государственных должностей и должностей в квазигосе – тоже давно пора. Хотя в нынешних условиях звучит, скорее, как декларация – родственники действующего президента и так никаких заметных должностей не занимают. Но это правильная декларация, на будущее, так сказать.
4. Назначение акимов по согласованию с маслихатами. Эту новость разные лояльные власти эксперты почему-то пытаются представить как шаг в сторону выборности акимов. Это сомнительно. Предлагается, что президент будет выдвигать две кандидатуры, а маслихат будет выбирать, кто им больше нравится. Но у маслихатов не будет права выдвигать каких-то кандидатов самостоятельно, так что, по сути, реформа будет представлять собой то же самое назначение, только с дополнительным бантиком в виде выбора между двумя кандидатами (причем лидер, я так полагаю, будет очевиден сразу).
Да, и это бы работало, будь у нас зубастые самостоятельные маслихаты. А наши маслихаты иногда, конечно, очень полезными делами заняты, но в целом – суперлояльны. Так что здесь реальных изменений пока нет.
5. Изменение границ областей в сторону уменьшения. Если это поможет улучшить управляемость – то, наверное, это неплохо. У нас даже в Алматы акимы некоторых районов, к примеру, Бостандыкского, не контролируют ситуацию на своей территории от слова «совсем». Можно представить, что тогда творится в регионах.
6. Внедрение элементов мажоритарной системы при выборе депутатов Мажилиса. Это значит, что избираться смогут не только представители от партий по партийным спискам, но и отдельные граждане. Это тоже хорошо. Во-первых, потеряет смысл дурацкая практика, когда в партийный список пихают всех, от спортсменов до блогеров, и дальше эти избранные депутаты мирно спят весь срок своих полномочий. Во-вторых, появятся сильные харизматичные депутаты-одиночки – правда, есть вероятность, что поначалу среди них будет некоторое количество популистов.»
Российский журналист Павел Пряников с воодушевлением отозвался на новости из соседней страны:
«Пока самая важная новость Северной Евразии - реформа политической системы в Казахстане. Токаев анонсировал переход от суперпрезидентской модели управления в сторону президентско-парламентской.
Токаев заявил, что «стране нужны кардинальные реформы. В противном случае – застой. «Наша политическая система должна постоянно адаптироваться к новым реалиям. Сегодня у нас буквально всё замыкается на президенте, и это в корне неправильно. Нужно отходить от такой практики».
Также обещано больше дать прав местному самоуправления, судам, СМИ.
Для проваливающихся в Новые Тёмные века стран постСССР реформы Токаева выглядят настоящей революцией. Посмотрим за процессом. Может, придётся нам в будущем учиться и у Казахстана.»