Posted 17 марта 2022,, 16:39

Published 17 марта 2022,, 16:39

Modified 7 марта, 12:35

Updated 7 марта, 12:35

«Я нахожусь в плену»: Михаил Фридман дал интервью Bloomberg

17 марта 2022, 16:39
Совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман, оказавшийся наряду с другими богатейшими предпринимателями России под международными санкциями, дал интервью изданию Bloomberg.
Сюжет
Санкции

Постоянно живущий в Лондоне, Фридман считает, что наказания, которым подвергли миллиардеров, свидетельствуют о полном непонимании Западом ситуации в России.

По словам Фридмана, он не подозревал, что спецоперация может действительно состояться. Отчасти потому, что сам родился и вырос во Львове, а его родители, граждане Украины, до недавнего времени проводили в этом городе часть года. Сейчас эта трехкомнатная квартира стала временным пристанищем для беженцев, в котором живут 15 человек. «Я знаю каждый уголок этого города. Я всегда знал, что Украина будет сопротивляться», – говорит Фридман.

25 февраля Фридман отправил письмо сотрудникам своей британской компании LetterOne, позже ставшее достоянием общественности, в котором назвал случившееся трагедией. Олигарх воздержался от прямой критики российских властей, однако считает, что теперь его возвращение в Россию было бы рискованным. Через три дня стало известно, что Евросоюз ввел санкции против него и его давнего делового партнера Петра Авена. По словам Фридмана, это ввергло его в шок.

«Я никогда не работал ни в одной государственной компании или на государственной должности, – говорит он. – Если в ЕС считают, что из-за санкций я мог бы обратиться к господину Путину и потребовать от него прекратить, тогда, боюсь, у всех у нас большие проблемы. Это означает, что те, кто принимает такие решения, ничего не понимают в том, как все работает в России. И это опасно для будущего».

В Евросоюзе считают, что Фридман и Авен сотрудничали со старшей дочерью Владимира Путина Марией, которая якобы руководила благотворительным проектом «Альфа-банка» «Альфа-Эндо». Фридман уверяет, что это не так:

«Она никогда не работала с нами ни в каком качестве. Я никогда в жизни ее не видел. Я не знаю, кто она такая».

Фридман также говорит, что никогда не общался один на один с российским президентом, хотя принимал участие в коллективных встречах с ним вместе с другими бизнес-лидерами. «Дистанция между господином Путиным и кем-либо еще – космическая. Высказаться в общении с Путиным против того, что он делает, значило бы совершить самоубийство».

В 2021 году журнал Forbes поставил Михаила Фридмана на 11-е место в списке богатейших предпринимателей России с состоянием в $15,5 млрд. Двумя годами ранее газета The Times назвала его богатейшим жителем Лондона. Сейчас Фридман номинально имеет около 10 миллиардов, однако распоряжаться этими деньгами не может. 15 марта санкции против него были введены и в Великобритании, где он постоянно живет, и его банковская карта была заморожена. Он может претендовать лишь на пособие в размере около 2500 фунтов стерлингов в месяц. Фридман утверждает, что, в отличие от многих других российских олигархов, у него нет ни яхт, ни самолетов, а вся недвижимость – это дома в Лондоне и Москве и нынешняя квартира родителей в Латвии. Жилье в английской столице, викторианский особняк Атлон-Хаус, Фридман приобрел в 2016 году за 65 миллионов фунтов стерлингов (85 миллионов долларов). Теперь, когда все его счета заморожены, он даже не может заплатить, чтобы в доме убрались. «Мне приходилось заниматься этим, когда я был студентом и делил комнату в общежитии еще с четырьмя мужчинами, но после 35 лет это довольно необычно».

Теперь у Фридмана есть два месяца, чтобы оспорить санкции ЕС, и он уже общается по этому поводу с адвокатом Роджером Герсоном, имеющим опыт работы с клиентами из России. У Фридмана есть израильский паспорт, но улетать туда он не собирается: там у него нет дома, а доступ к деньгам, которые помогли бы его купить, закрыт. «Я в плену», – говорит он.