Posted 17 марта 2022, 07:54
Published 17 марта 2022, 07:54
Modified 7 марта, 12:35
Updated 7 марта, 12:35
По данным Forbes, регуляторы ЕС запретили полеты британской и немецкой авиакомпаниям, принадлежащим основателю группы Алексею Исайкину. Первоначально полеты прекратились внутри России, а затем работа компании встала и за рубежом на фоне введенных Великобританией и ЕС санкций. По мнению экспертов, опрошенных «Коммерсантом», российские грузовые авиакомпании не смогут пережить нанесенный им санкциями экономический удар.
Владелец британской и германской компаний CargoLogicAir и CargoLogic Germany Алексей Исайкин имеет гражданство Кипра. Однако когда регуляторы выяснили, что первым гражданством владельца является российское, деятельность его компаний в Британии была прекращена с 10 марта, в Германии – на следующий день. На территории РФ полеты всех 17 воздушных судов компании прекратились еще раньше из-за невозможности переоформить страховку.
Пока в компании не знают, смогут ли они перевести свои самолеты под флаг РФ и удастся ли при этом сохранить летный состав и остальной штат профессионалов.
В России у компании «Волга-Днепр» имеется пять самолетов Ил-76 и 12 летающих Ан-124. В ведении британского филиала было 17 Boeing 747 и один Boeing 777-F. Еще девять Boeing 737 принадлежали третьей компании группы «Атран», которая 10 марта уведомила персонал о приостановке полетов и сокращениях штата. Ряд воздушных судов компании находятся в лизинге.
После введения против РФ западных санкций, усилившихся на фоне военной спецоперации на Украине, авиаотрасль попала под удар одной из первых.
Расценив присутствие российских войск в сопредельном государстве как акт вооруженной агрессии, страны НАТО запретили поставки в Россию гражданских самолетов и запчастей, а также их техобслуживание и страхование. Для тех компаний, которые предоставляли россиянам воздушные суда в лизинг, вышло предписание о необходимости разорвать с авиакомпаниями-клиентами из РФ действующие контракты до конца марта.
Накануне Авиационное управление Ирландии (IAA) заявило об отзыве сертификатов летной годности у российских самолетов, зарегистрированные в стране.
Чтобы не лишиться самолетов, представители авиаотрасли начали экстренную процедуру перерегистрации иностранных воздушных судов, находящихся в лизинге. Это стало возможным благодаря закону, подписанному президентом РФ Владимиром Путиным 14 марта. Отныне в стране можно регистрировать лизинговые иностранные самолеты и в соответствии с решением правительства получать на них российские сертификаты летной годности.
По данным Росавиации, в 2021 году доля AirBridgeCargo в российском сегменте авиаперевозок грузов составила более трети. Значительная часть логистических потоков компании «Волга-Днепр» строилась на транзите грузов из Европы в Азию. Теперь этот рынок рухнул, и пока у специалистов нет понимания того, чем его можно в обозримом будущем заместить.
Единственная надежда авиаторов – госзаказы внутри РФ. Однако для этого направления существует очень много нерешенных вопросов, в том числе технического характера.