«Шаг первый, очевидный. Сильнейшая девальвация рубля, рост инфляции, снижение реальных доходов.
Центробанк дал ставку на этот год пока 20 %. От этого будем отталкиваться.
Инфляция 20 % - это съедание ваших доходов на одну пятую часть. Но мы понимаем, что у всех по-разному, поэтому в целом – это о-бед-не-ние. Это главный фактор новой реальности.
Второй фактор новой реальности – изменение товарного рынка и структуры потребления, у людей. Я сейчас «танцую» не с бизнеса, а с людей сначала.
Всё это значит, что то, что ввозится в Россию, начинает ввозиться всё меньше.
Бизнес боится продавать в России. Контейнерные компании отказываются везти в Россию грузы.
Это даже не эмбарго, не санкции… Это зарубежный бизнес боится и не хочет – то есть это два компонента – работать с Россией.
Не хочет – это репутационные издержки. Боится – не понимает, как будут проходить платёжки, транзакции.
Соответственно, это серьёзное обеднение потребительского рынка, особенно в части лекарств.
Более половины продаваемых в России лекарств, это чистый импорт.
Скажите – есть наши. Повторюсь в который раз: 80 – 85 % так называемых субстанций, сырьё, из которого делают российские лекарства – это импорт. Это Индия и Китай.
Китай поставлять будет, мы с ним рассчитываемся в юанях, но главный поставщик - Индия, это международная специализация, субстанции для лекарств. А как там будут проходить платежи? А как там возрастёт стоимость субстанций?
То есть если с чисто импортными лекарствами могут просто быть перебои, и мы это уже увидим скоро, то с тем, что, как бы, российское – неизбежен рост цен в рамках инфляции, очень существенный.
Прямо сейчас, вот завтра, не обвалится. У всех бизнесов есть товарные запасы. Пока они только взвинтили цены.
Дайте посидеть до конца марта.
Но в целом - обеднение рынка и меньшие возможности покупать.
А уж с точки зрения компьютерного всего… Вы уже видели – компании иностранные сказали, что поставлять не будут. Ну, видимо, ждёт переход на китайскую продукцию.
Это, прежде всего, коснётся жителей крупных городов с модернизированной структурой потребления. У которых не 40 % уходит на еду. В Москве меньше четверти уходит на еду, а остальное – непродовльственные товары и услуги.
Ситуация коснётся кучи малого и среднего бизнеса, понятно. Парикмахерские, не знаю, а вот салоны красоты, фитнес-центры, бары-рестораны, далее по списку… Это всё частный бизнес.
При снижении доходов структура потребления будет сдвигаться в сторону еды.
В малых городах этого в такой мере нет, там у людей ещё огород, туда такое так не дошло.
Эти последствия касаются самого модернизированного российского населения, крупногородского и более-менее зарабатывающего.
Вы теряете мобильность глобальную, вы теряете возможность учиться за пределами России.
Да, всё это достаточно сурово, но, уверяю вас, для ограниченного количества россиян. Ну, четверть россиян, ну 20 % россиян это почувствуют, а остальные как-то…
Анапа была – Анапа осталась, сильно ничего не поменяется. Кроме цен на курортах Анапы. Вот уж как они скакнут…».
Целиком интервью Натальи Зубаревич можно посмотреть здесь.