Как выжить российской экономике в условиях беспрецедентных санкций, заморозки половины золотовалютных резервов и возможного торгового эмбарго, введенного против российских экспортных товаров?
Как строить нашу экономику, если остановится наш экспорт и под риском находятся любые внешние активы на счетах российских резидентов.
Позавчера у нас арестовали и заморозили активы ЦБ на Западе. Но пока что работают корреспондентские счета ряда наших крупных банков. Скажем, работает Газпромбанк, через него получают валютную выручку Газпром и нефтяники за проданные на Запад энергоресурсы.
И сегодня там, на к/с Газпромбанка (а также в ряде других российских банков) накапливается новая валютная выручка от продажи экспортных товаров. С этих же счетов будут оплачиваться и платежи наших компаний по импорту. Таким образом внешнеторговые операции наших компаний не остановлены. Но риск возможной заморозки и этих счетов, т.е. не только активов ЦБ на Западе, но и корреспондентских счетов наших коммерческих банков на Западе – есть.
Если Запад пошел на заморозку активов ЦБ, то может пойти и дальше.
В общем, такая проблема и риск существуют и поэтому российская экономика должна искать новую модель своего функционирования, когда мы перестанем наращивать внешние активы, чтобы не оставлять их под риском на Западных счетах.
А это неминуемо приведет к смене самой парадигмы нашего экономического роста. Мы должны ориентироваться не на экспорт и вывоз ресурсов за рубеж, а на внутреннее развитие, на внутренний спрос.
Именно рост внутреннего потребления только и может компенсировать уменьшение внешнего экспорта.
И если вчера досужие рассуждения, кто умнее Кудрин или Глазьев, были просто схоластическими беседами скучающих макроэкономистов, то сегодня это уже – повестка выживания.
Если начинает резко снижаться экспорт из-за разрыва логистических цепочек, если мы вынуждены резко снижать экспорт в страны Запада из-за рисков потерять там валютную выручку, значит нужно замещать это ускоренным внутренним государственным заказом.
Все те планы, которые еще вчера строило Правительство на инвестиции в дорожное строительство, в мосты, авиастроение и прочее, и прочее, нужно не сокращать, а резко увеличивать.
Именно ускоренный внутренний государственный заказ и инвестиции во внутреннюю инфраструктуру только и могут компенсировать убывающий экспорт.
Какие конкретно сейчас должны быть приняты планы и программы – вопрос техники.
Главное, нужно принять это решение!
Другого пути уже нет…