Мир после 1945-го стал лучше довоенного и межвоенного настолько, насколько произошло осознание прежних ошибок и преступлений. Не только побеждёнными, но и победителями. А неисправленная ошибка, роковая, была в том, что среди победителей оказался Сталин. Не народы СССР, страшной и самом кровавой ценой оплатившие победу над коричневой чумой, а лично Сталин. Которому за это оставили обескровленных победителей на дальнейшее растерзание.
И всё же, война слишком многих заставила настолько переоценить свой опыт, свои прежние взгляды и принципы, что это позволило послевоенному миру продержаться десятилетия. Отнюдь не худшие десятилетия, даже для нас, остававшихся за «железным занавесом», который тогда ржавел и постепенно рассыпался.
В то время как Первая Мировая война была завершена подписанием документов, породивших Вторую Мировую. Хотя была для Европы беспрецедентным потрясением, казалось бы, похоронившим под собой старый мир со всеми его достижениями, заблуждениями и суевериями. Но новый тогда не родился. Никто опасных заблуждений не отменил и даже над ними не задумался, ожесточившись. Результат мы знаем.
Я тоже хочу, чтобы «просто перестали стрелять» - чтобы солдаты убрались из чужой страны в свои казармы. Мы бы все вздохнули с облегчением от мысли, что дети больше не гибнут и не сидят сутками в подвалах. Но что-то мне подсказывает, что в таком «простом» виде облегчения хватит на один вдох. Поэтому его не будет.
Для России уже точно не будет никакого «вздоха облегчения» даже в случае перемирия или полного прекращения военный действий в Украине. Это теперь уже не зависит от того, что будет происходить в Украине - Россия подорвана изнутри. Все варианты развития событий ведут к её неизбежному краху, разница лишь в сроках. Самый максимальный и медленный не дотянет до 10 лет. И в этом - залог неизбежной смены парадигмы, на которую Россия теперь обречена. Которая станет страшной ломкой для живущих в России людей, ничего страшнее никто из нас ещё не переживал. Если в этом процессе не проявится в полной мере воля к преображению себя и своего пространства, то я не знаю, что останется на этой огромной территории. Будет или разумная жизнь, или безлюдная тайга.
Но этого мало для мира на всей планете.
Потому что если не будут всеми осмыслены причины появления «россий» или «северных корей», если вместо этого будет предложено «простое объяснение» будто бы эксцесса, то появятся новые. Тем же путём, с теми же принципами международных отношений между так же устроенными политическими суверенами можно прийти только в ту же точку. Если она один раз не окажется финальной для человечества, то уж второй раз вряд ли повезёт. После Второй Мировой политические элиты это поняли. И внесли коррективы, позволившие на том этапе продвигаться вперёд.
Теперь же надо понять, чего тогда не учли. Что поломало «механизм» после, казалось бы, удачного окончания Холодной войны - какие его принципы оказались негодными для дальнейшего мирного сосуществования в изменившихся обстоятельствах? Что необходимо пересмотреть и изменить?
История заставляет учить её уроки не мытьём, так катанием. Либо она завершится.