Posted 11 марта 2022,, 08:43

Published 11 марта 2022,, 08:43

Modified 7 марта, 12:43

Updated 7 марта, 12:43

В США начались испытания нового стратегического бомбардировщика В-21

В США начались испытания нового стратегического бомбардировщика В-21

11 марта 2022, 08:43
Фото: Соцсети
Американцы называют В-21 «самым совершенным самолетом XXI века», и планируют сделать его основным самолетом в атомной триаде США
Сюжет
Самолет

Александр Сычев

Первый из серии новых стратегических бомбардировщиков B-21 Raider построен и передан для проведения наземных испытаний. Если все пойдет нормально, а задержки с проектом бомбардировщика уже случались, то в первый полет он отправится в конце этого года. Принятие В-21 на вооружение намечено на 2026—2027 годы, а в целом ВВС США хотят обзавестись не менее чем 149 бомбардировщиками.

Сборка первого летного образца, который сейчас передан на испытания, началась в сентябре 2019 года на секретном заводе №42 компании Northrop Grumman в Палмдейле (штат Калифорния). Сейчас там собирают еще пять таких же самолетов. В будущем B-21 заменит 62 бомбардировщика B-1B Lancer и 20 бомбардировщиков B-2A Spirit, которыми ВВС располагают в настоящее время.

Характеристики бомбардировщика держатся в строжайшей тайне. Но некоторое время назад достоянием общественности стала спутниковая фотография самолета, стоящего в не накрытом мобильном ангаре. По внешним очертаниям он был похож на эскизы В-21, которые публиковала компания Northrop Grumman. Любители тут же произвели простые арифметические вычисления и получили примерные габариты. B-21 имеет фюзеляж длиной порядка 15 метров и размах крыла 42 метра. Это значительно меньше размеров B-2 Spirit – 21 и 52 метра, соответственно.

Форма B-21 Raider напоминает его предшественника B-2 Spirit – «летающее крыло». Утопленные в крыло и плавно сопряженные с кабиной пилотов воздухозаборники, двигатели размещены внутри планера, никакого хвостового оперения, за счет чего снижена радиолокационная заметность.

Бомбардировщик сможет нести на борту как обычное оружие, так и ядерное: корректируемые боеприпасы Joint Directed Attack Munition (JDAM), ракеты AGM-158 Joint Air to Surface Standoff Missile (JASSM), атомные бомбы B83 и B61-12, морские мины, беспилотники и еще не существующее гиперзвуковое оружие.

В Штатах этот бомбардировщик называют «самым совершенным самолетом XXI века» и еще «убийцей» российских зенитных ракетных систем С-400. Последнее определение возникло после разочарования, которое американцы испытали с бомбардировщиком В-2, тоже «самым совершенным» и тоже «XXI века».

Кстати, В-2 даже побывал на боевом задании – 8 мая 1999 года он бомбил Белград. Недавно, в интервью журналу The Popular Mechanics командир экипажа того самого В-2 майор Томи Бюссиер сказал, что очень боялся. Его беспокоила сербская ПВО, на вооружении которой находились некоторые советские системы. К счастью Бюссиера сербы не сумели воспользоваться ими, и он сбросил 16 «умных бомб» на Белград и невредимым вернулся в США.

В Пентагоне были воодушевлены успехом, но позже выяснилось, что в России появилась система С-400, которая видит В-2 и легко может сбить его. В Вашингтоне решили больше не тратиться на ставшую бесполезной игрушку. Однако под давлением оружейного лобби все же заказали 20 бомбардировщиков вместо 132. Самый дорогой самолет в мире, который теперь решено заменить В-21, обошелся бюджету в 44 млрд долларов, не считая расходов на содержание.

Новому B-21 повысили малозаметность, изменив углы отражающих поверхностей и применив новые поглощающие радиоволны материалы, сделали его меньше и дешевле, чем В-2, уменьшили бомболюк, но увеличили набор возможных вариантов смертоносного груза. А еще решили дополнить бомбардировщик беспилотным ведомым.

Влиятельным сторонником беспилотника в нагрузку к В-21 является министр ВВС США Фрэнк Кендалл. Он хочет обеспечить стратегическую авиацию дроном, который, по его словам, должен стоить как минимум вдвое меньше В-21, быть столь же малозаметным и следовать неотлучно за своим ведущим, имитируя траекторию его полета. Такая комбинация позволит увеличить боевой груз и разведывательные возможности ударной группы, а в случае невозможности прорвать систему ПВО противника пилотируемыми самолетами, бросить беспилотники на выполнение задачи. «Дешевле потерять примерно 300 млн долларов, — говорит Кендалл, — чем 713,6 млн, если, конечно, цель достойна такой жертвы».

Пока ведомый беспилотник не существует. Работы по проектированию должны начаться в ближайшие пару лет. В проекте предполагается использовать все наработки, полученные при создании других беспилотных самолетов и систем с искусственным интеллектом. Пентагон присматривается к программе Skyborg, которую ведет Исследовательская лаборатория ВВС, Air Combat Evolution, принадлежащей Агентству перспективных оборонных исследовательских (DARPA), и даже австралийскому проекту Airpower Teaming System, занимающемуся проектированием «верного ведомого» беспилотника.

А пока Санчо Панса пребывает в мечтах, эксперты подсчитали, в какую сумму обойдется первая сотня В-21. В ценах 2020 года – 94 млрд долларов. Эта сумма не включает расходы на разработку, эксплуатацию и техническое обслуживание. В прошлом году агентство Bloomberg сообщило, что, согласно новым оценкам, покупка 100 бомбардировщиков и их эксплуатация до 2050 года может обойтись примерно в 203 млрд долларов.

Если беспилотный бомбардировщик окажется эффективным средством доставки бомб и ракет к цели, то, в принципе, Пентагон сможет сэкономить какую-то сумму, если захочет, за счет сокращения количества более дорогих и управляемых людьми B-21.

"