Posted 11 марта 2022,, 13:25
Published 11 марта 2022,, 13:25
Modified 25 декабря 2022,, 18:29
Updated 25 декабря 2022,, 18:29
Алматинский юрист Ержан Есимханов проанализировал в своей публикации непростую ситуацию, которая возникла в Казахстане в связи с событиями в Украине. Напомним, что в начале января Казахстан сам пережил драматические события, от которых еще не успел оправиться: «Хорошего для Казахстана, конечно, мало. Можно сколько угодно прикидывать варианты и вспоминать старую дурацкую поговорку о том, что в китайском языке кризис означает возможность, но уже очевидно, что события на территории Украины, создали для нашей страны много проблем.
Проблема первая.
Мы сами свою репутацию в качестве такого места разрушали долгие годы по мелочам, потом по ней был нанесен сильнейший удар в январе, а сейчас мы еще и страна с агрессивным и непредсказуемым соседом, к тому же теснейшим образом связанная с ним экономически. Интерес российского бизнеса, вызванный войной, не в счет – это пока не инвестиции, а отчаянная попытка выкрутиться.
Проблема вторая.
В одночасье разрушились логистические цепочки, которые помогали импортировать в Казахстан все необходимое для повседневной жизни, что у нас не производится – то есть, в принципе, почти все. За прошедшие две недели я с разными людьми разговаривал, которые в Казахстан импортируют все, от алкоголя до памперсов, от кофе до промышленного оборудования. Очень существенная часть всей этой продукции шла к нам через Россию. Эти цепочки постепенно отстроятся заново, но это займет время и создаст дефицит.
Проблема третья.
Поскольку курс нашей национальной валюты за две недели обвалился на двадцать процентов, все импортное станет дороже. А это, повторюсь, почти все. Но в том, что касается импорта, это не единственная проблема.
Проблема четвертая.
Казахстан ввозит из России огромное количество товаров первой необходимости - зерно, сахар, мясо, молочные продукты. Вчера в России ввели ограничения на вывоз сахара и зерновых. Для казахстанских производителей это неплохо, но они не в состоянии закрыть все потребности рынка. Понятно, что все это будут закупать где-то ещё, но это снова время и снова удорожание, а значит, снова дефицит. Причем речь идёт о товарах первой необходимости, которые нужны решительно всем, не просто о каком-то дорогом импорте.
Проблема пятая.
Как итог обесценивания тенге, удорожания продуктов и закрытия бизнесов мы получим качественное падение уровня жизни населения, причем в самое ближайшее время. А это чревато социальным взрывом. Не будем забывать, что чем бы ни закончились январские события – начались они из-за цен на газ, то есть из-за социальной проблемы.
Этот набор проблем – то, что нас всех ждет в ближайшее время. То, к чему нужно готовиться на уровне каждой семьи, каждого бизнеса и страны в целом. И самое странное в том, что я вижу какие-то попытки ответить на эти задачи на уровне бизнеса. Но никакого внятного ответа, никакой внятной программы борьбы с этими проблемами на уровне страны я пока не вижу.
Январь был тяжелым, да. Но после января нам, Казахстану, была предложена внятная программа. Экономическая, и даже политическая в какой-то мере. Учитывающая образование, проблемы молодежи, экологию. После начала спецоперации в Украине прошло уже две недели. Никакого ответа на проблемы, которые сейчас волнуют общество – и перечисленные выше, и любые другие – пока не видно.
Есть такое старое слово «ошеломленный». Буквально оно означает «оглушенный ударом по шелому, шлему». Сейчас есть ощущение, что люди, которые в нашей стране формируют стратегию, в первую очередь экономическую, как раз ошеломлены и оглушены – в то время, когда каждый отдельный бизнес отчаянно ищет пути спасения. Но сейчас для этого точно не время.
С бизнесом нужно работать, нужно в ежедневном режиме искать проблемы и ответы на множество вопросов, которые бизнес сам решить не может. Что делать с российским бизнесом, который ищет пути для релокации? Что делать с логистикой? Как защитить казахстанский рынок в условиях, когда таможенные ограничения не работают? Как закрывать потребности в товарах первой необходимости? Что делать в ситуации, когда население массово не сможет платить по долгам?
А людям – людям нужно внятное послание. Нужно направление движения. Нужна программа. Вроде тех, которые в ежедневном режиме из обстреливаемой столицы отправляет всему миру украинский президент Зеленский. О том, что государство не просто выжидает, что будет делать сосед, и выполняет свои функции в каком-то полуавтоматическом режиме, а владеет ситуацией, и понимает, что делать.
А иначе наши люди снова будут чувствовать, что они идут примерно в том же направлении, что и русский военный корабль. Со всеми вытекающими последствиями.»