Между тем, огромная очередь в первый открывшийся в Москве Макдональдс 31 января 1990 г. стала одним из предвестников краха СССР. Напомним, что тогда в пропагандистской советской телепрограмме «Время», в сюжете, посвященном этому событию, шутили: «Вряд ли компания «Макдональдс» выдержит конкуренцию со столь опасным и коварным соперником, как наш общепит». Теперь же приходится признать, что в этой шутке была доля правды:
В 1990-х стало хорошим среди противников ельцинского режима критиковать «Макдональдс», а заодно и другие бренды американской низовой потребительской экономики, как символ однополярной глобализации. И вот теперь сбылась мечта «патриотов»
Экономист Дмитрий Прокофьев перечисляет последствия, которые ждут российскую экономику, в связи с этим решением «Макдональдса»:
«История с остановкой работы McDonalds важная, не только потому что он генерировал больше 20% от всех налогов с общепита в РФ (167 млрд руб - ред.), но и точки зрения рынка труда. Зарплата в McDonalds» была важным элементом с точки зрения формирования рынка труда для молодежи в больших городах РФ - платить молодому сотруднику «меньше, чем в McDonalds» выглядело абсурдно.
Зарплата в McDonalds и была тем самым «настоящим», а не «фискальным» МРОТ, который поддерживал цену на труд в РФ, по крайней мере для определенной социальной и демографической страты.»
Популярный блогер Александр Горбунов считает, что история этого бренда в России символизирует смену политических трендов нашей страны:
«Zетероссы могут сколь угодно ерничать, что хипстеры остались без кофе, а студенты без бургеров. Говорить про альтернативу. Не все же ушли. Пока. Но дело не в этом. Не важно, заходили ли вы в "Мак", считаете ли кофе в "Старбаксе" дороговатым. А "Колу" вредной.
Появление первого автомата Coca‑Cola в Москве в перестроечном 1988-м, открытие "Макдональдса" в позднесоветском нищем 1990-м, "Старбакса" в "предтранзитном" тучном 2007-м, как и многих других брендов - это по-своему знаковые события, символизирующие наступление новой эпохи.
С ними мы проделали путь от России закрытой - к России открытой - свободному миру, глобализации, всему хорошему и плохому, что с этим связано.... И обратно.
Присутствие/отсутствие "Железного занавеса" ощущается людьми через такие простые вещи. И уже потом по серьёзному: через финансовые санкции, нефтяные эмбарго, дефицит, несвободу.»
Сетевой аналитик Максим Слепов не видит ни единой причины для радости «патриотов» по поводу этого события:
Оставшиеся бодрые ура-патриоты сегодня заходятся в русском восторге, что - де закрывается Макдональдс (а также приостанавливают работу Кока-кола и Пепси-кола).
Я в принципе не понимаю причин радоваться, ибо:
1. Только Мак мог обеспечить на всей огромной территории абсолютно идентичное высокое качество продукта. Даже у других крупных сетей, вроде «Бургеркинга», качество может гулять в пределах той же Москвы, с понятными результатами для организма. В Маке - никогда за 30 лет.
2. Это нормальная, хорошая еда для быстрого перекуса. Я понимаю, что Мак для многих стал синонимом "вредного фастфуда", но, если включить голову и почитать хотя бы состав, можно прийти к другому выводу. Во всяком случае, дешёвые пельмени с соотношением белок-жир 1:2 или чебуреки на прогорклом масле - это точно на порядок хуже, чем Бигмак (а то уже слышны возгласы "откроем свои русские пельменные!")
3. Мак ещё это огромная сеть цивилизованных и бесплатных туалетов, а также дешёвых переговорок для всяких синих воротничков. Зимой место, где можно сесть и погреться в нормальном интерьере без шансона.
Читаю некоторых: а вот мы сейчас теперь точно откроем сети ничуть не хуже. Да не откроете вы, успокойтесь! Будут шаурмячные и пончиковые, с пищей гораздо более низкого качества. Отличный пример Крым, где Мак забанили сразу после Весны-2014. Сетей там нет. Есть отдельные заведения. Как и в остальной России: казалось бы, делай что хочешь, рынок очень благодарной. А кроме этой странной сети блинных, где к вам обращаются "сударь" - вы много вообще знаете русских сетей фастфуда? На любом фудкорте 1 место стабильно у Мака, 2-3 делят «Бургеркинг» и KFC. То есть народ упорно голосует кошельком и временем за еду типа "бургер", а не "щи и каша". 4-5 место, кстати, делят всякие азиатские пловные и вьетнамские забегаловки.
Вообще, повторюсь, мы уже де-факто в состоянии войны с Западом, если бегут даже самые выживаемые бизнесы типа Мака или Колы. Не потому, что колы нет и вот война, а потому что если даже Кола бежит, то там, в Вашингтонском обкоме, закусили удила конкретно.»