Александр Сычев
Итальянская судостроительная компания Fincantieri приступает к строительству первого фрегата класса Constellation («Созвездие») на приобретенной верфи на озере Мичиган. Эта американская верфь знаменита тем, что в течение примерно 20 лет здесь пытались выполнить программу строительства кораблей прибрежной зоны (LCS).
Все это время руководство американских ВМС пыталось обзавестись небольшими, но многопрофильными и мощными кораблями, которые могли бы эффективно защищать прибрежную зону, топить подлодки и надводные корабли противника, легко справляться с разнообразными воздушными целями и защищать авианосные группы, а также наносить удары по наземным целям.
Всего этого предполагалось добиться с помощью модульной концепции компоновки корабля. Для этого планировалось разработать соответствующие съемные модули, меняя которые можно легко настраивать корабль на выполнение конкретных боевых задач.
С модулями почти ничего не получилось. В результате несколько построенных по программе LCS кораблей прибрежной зоны почти десять лет стояли на вооружении без каких-либо значительных боевых возможностей. Так, три эсминца класса Zumvalt, поразившие мир своими футуристическими формами, уже планируется отправить в отставку. А они еще даже не получили свое основное оружие – 155-миллиметровые орудия, которыми предполагалось громить береговые объекты противника.
От программы отказались, когда выяснилось, что новые корабли береговой зоны не дешевы в производстве и к тому же очень дорогие в эксплуатации. В сравнении с более крупными и тяжеловооруженными эсминцами, которыми управляет гораздо более многочисленный экипаж, на содержание LCS требовалось средств всего на 20% меньше.
Мечты ВМС США о практически универсальном и доступном по цене небольшом быстроходном корабле растаяли как утренний туман над озером Мичиган. А время несбыточных мечтаний, стоивших не один десяток миллиардов долларов, вошел в историю американского судостроения как «эпоха абсурдных неудач».
Еще одним неутешительным результатом этого периода поисков стало то, что американский флот вообще лишился фрегатов. В 2010 году был списан последний из многочисленных ракетных фрегатов класса Oliver Hazard Perry. Именно их должны были заменить корабли программы LCS.
Американскому флоту пришлось немало выслушать и претерпеть от политиков в Вашингтоне, которые даже стали резать бюджет ВМС. Сложившаяся неблагоприятная политическая обстановка в 2020 году побудила моряков начать думать более прагматично. Что ни говори, а фрегаты нужны. Собственных реальных, а не футуристических проектов у американцев не оказалось. И тогда решили взять за основу проверенный франко-итальянский проект многоцелевого фрегата FREMM. Первый из этих фрегатов сошел со стапеля в Европе в 2007 году, а сегодня более 20 кораблей несут службу в ВМС Франции, Италии, Египта и Марокко.
Длина фрегата FREMM, а в американском исполнении Constellation, около 151 метра, ширина — почти 20 метров. Полное водоизмещение достигает примерно семи тысяч тонн. Экипаж – 200 человек. Энергетическая установка такая же, как на итальянской модификации. В режиме экономичного хода четыре дизель-генератора обеспечивают энергией два гребных электромотора. На полном ходу подключается газовая турбина. Максимальная скорость фрегата 26 узлов.
Электронная начинка на фрегате сугубо американская. Корабль получит систему управления вооружением Aegis, радиолокационную станцию SPY-6, правда, не в самом мощном варианте, и погружной гидролокатор SQQ-89. Оба локатора способны предоставить необходимую информацию об окружающем пространстве не только кораблю-носителю, но целой авианосной ударной группе.
Утверждается, что новые корабли будут хорошо вооружены. Но выбор в пользу 57-мм автоматической палубной пушки Мk.110 шведской компании Bofors весьма странный. Эта пушка способна поражать самолеты и беспилотники, эффективна против катеров, но не более того.
Фрегат также оснастят вертикальной пусковой установкой Mk.41, в шахтах которой могут находиться ракеты противолодочные, противовоздушные и крылатые ракеты Tomahawk. На фрегате предусмотрена также площадка с наклонными пусковыми установками для запуска 16 малогабаритных противокорабельных ракет, а на корме – зенитно-ракетный комплекс малой дальности RIM-116.
Из авиации на новых фрегатах будут базироваться один многоцелевой вертолет семейства Sikorsky SH-60 Seahawk и беспилотник MQ-8C.
Поставка первого корабля под видовым названием Constellation запланирована на 2026 год, второй решено назвать USS Congress, но дата закладки пока не определена. В настоящее время ВМС США заключили контракт на десять европейско-американских фрегатов, но в целом хотели бы получить 20, если, конечно, корабли достойно покажут себя в деле.
По предварительным оценкам, головное судно, как ожидается, обойдется бюджету в 1,3 млрд долларов. В дальнейшем заказчик надеется, что в ходе серийного производства цена упадет до примерно 900 млн долларов. Впрочем, как правило, цены ведут себя несколько иначе – вопреки ожиданиям склонны расти.