Posted 4 марта 2022,, 15:40

Published 4 марта 2022,, 15:40

Modified 7 марта, 12:54

Updated 7 марта, 12:54

фото: соцсети

Мировые бренды уходят из России: останется ли мода?

4 марта 2022, 15:40
фото: соцсети
Один за другим крупнейшие модные иностранные бренды одежды приостанавливают работу в России. Чем это грозит российским покупателям и кем заменить иностранных ритейлеров?
Сюжет
Санкции

Ирина Мишина

Продажи в России уже приостановили шведская Hennes & Mauritz (бренды H&M, COS, Arket, & Other Stories, Monki и Weekday), американский Nike и около десятка брендов и маркетплейсов. Как предполагают эксперты, приостановки продаж в России других иностранных компаний — дело времени.

Первой объявила об уходе с российского рынка шведская компания Hennes & Mauritz, более всего известная по бренду H&M. Решение это, по словам представителей H&M, связано с «военной спецоперацией» России на Украине. Магазины этого бренда в Украине, к слову, уже временно закрыты из соображений безопасности.

H&M — существенная потеря для российского «модного» рынка. Это одна из крупнейших сетей магазинов одежды в Европе. На начало 2021 года в России было открыто 155 магазинов компании, годовая выручка в России по итогам 2020 года составила $745 млн.

Вслед за Hennes & Mauritz 3 марта о временном прекращении работы в России объявила испанская марка Mango. «Ввиду текущих трудностей, связанных с транспортировкой и поставками, компания Mango не может гарантировать обеспечение своей деятельности в России», — говорится на сайте компании.

Остановил поставки для российских магазинов и британский fashion-ритейлер Marks & Spencer (M&S). «Учитывая разворачивающийся гуманитарный кризис после вторжения на Украину, M&S приостанавливает поставки для российского бизнеса турецкого франчайзи», — сообщает компания.

Помимо этого, в России остановлена работа брендов Boohoo, Nike, Ganni, маркетплейсов ASOS, Farfetch, Yoox, Net-a-porter, Mr Porter, Matchesfashion и Mytheresa.

Пока что продолжают работу магазины другого лидера fashion-рынка - испанского холдинга Inditex, владеющего брендами Massimo Dutti, Pull and Bear, Zara, Stradivarius, Bershka и др. Сотрудники магазинов этой сети сообщают, что работа идет в обычном режиме, никаких предупреждений от руководства о предстоящих закрытиях не поступало. Сколько продержится этот бренд в России, судить сложно. Forbes приводит слова директора департамента торговой недвижимости Accent Capital Светланы Кузьминой:

«Пока не очень верится в тотальный исход брендов с российского рынка, очень много сил и средств было потрачено, чтобы прийти к нам».

Уходя с российского рынка, зарубежные ритейлеры теряют действительно многое. По оценке Forbes, в 2021 году оборот российского fashion-рынка вырос до 2,69 трлн рублей. 67% этого оборота приходилось на продажи одежды. Точное число международных брендов в России эксперты даже не смогли подсчитать. Дело в том, что многие компании работают в России по франшизе, некоторые — как совместные предприятия с российским капиталом. «Многие бренды пока обдумывают стратегию, но штаб-квартиры всех международных компаний обязаны реагировать на геополитические процессы в мире», — объясняет эксперт.

Вообще, сегмент одежды не относится к санкционным отраслям. Маловероятно, что на импорт одежды будут вводиться целевые ограничения. Решения об уходе с рынка — это самостоятельные решения самих брендов. Но с точки зрения бизнеса эти бренды совершенно не заинтересованы терять российский рынок сбыта. Ведь приостановка бизнеса означает фактическое закрытие магазинов и оформление сотрудников в принудительные отпуска. Помещения под магазины ритейлеры арендуют, и арендаторам придется выплачивать оговоренные суммы до конца срока договора.

Но нам, видимо, придется смириться с тем, что, российские торговые центры могут опустеть наполовину. Ведь средний ТЦ типа «Атриума», "Океании" или «Европейского» в Москве — это на сегодня около 200 магазинов. На международные бренды в них приходится до 40%, или около половины площади.

Чем заменить уходящие зарубежные бренды?

«В России отсутствует производство одежды, за исключением трикотажных и вязанных изделий, — приводит Forbes на условиях анонимности слова владельца российской fashion-компании. — Закупка тканей и отшив изделий у российских брендов происходит в основном в азиатском регионе — в Китае, Вьетнаме, Индии». По мнению экспертов, проблема может усугубиться рядом факторов: дальнейшими санкциями, закрытием авиационного сообщения. К тому же крупнейшие логистические компании — Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM — заявили о прекращении работы с Россией.

Уход зарубежных брендов - факт печальный, но не стоит забывать, что в России есть свои бренды: Bellucci — российская торговая марка, производитель модной женской одежды. Этот бренд принадлежит финской компании Stockmann. Oodji - российская торговая марка, сеть магазинов женской и мужской одежды, обуви и аксессуаров. Sela - российская торговая марка, производитель стильной женской и детской одежды, входит в состав компании Melon Fashion Group, владеющая также брендами Befree, Zarina и Love Republic. Стоит также назвать Mossmore – производителя джинсовой одежды из натуральных материалов для мужчин и женщин. Известна покупателям также производитель мужской и женской одежды и аксессуаров Savage, которая насчитывает более 200 магазинов в России, Украине, Казахстане и Белорусии. Российские модницы наверняка знают Incity - производителя модной женской одежды и аксессуаров и Termit – марку, выпускающую молодежную одежду в спортивном стиле. Бренду Termit принадлежит сети магазинов «Спортмастер».

Возможно, эти бренды в какой-то мере смогут удовлетворить спрос, но эксперты сходятся во мнении, что без участия иностранных партнеров российские компании не смогут обеспечить рынок локальной продукцией, так как на текущий момент основные виды сырья, фурнитуры для производства одежды и обуви импортные.

Правда, этот импорт можно заменить поставками из Китая, Турции, Индии, Вьетнама или Южной Кореи, а освободившиеся секторы рынка отдать российским швейным и обувным компаниям. В условиях рыночной экономики и неудовлетворенного спроса производство одежды можно наладить в считанные месяцы, говорят эксперты, вспоминая опыт кооперативов конца 80-х годов прошлого века.

"