«Не буду давать свою оценку, но в качестве намёка отмечу, что когда Российская Федерация признала Донецкую и Луганскую области, мы с женой пили шампанское. Уже дальше можно не продолжать.
Но теперь всё-таки вопрос, как из США эта ситуация смотрится?
В самом обычном айфоне есть такая у нас услуга, что ли, называется «Новости». Идёт череда ссылок на статьи в журналах и газетах, на самые разные источники информации, с видео и прочим. Их можно листать одну за другой, эти ссылки-картинки.
Если что понравится – нажимаешь, что хочешь посмотреть, уже открывается та самая статья в журнале или газете, или видео.
Так вот, всегда с утра я по привычке просматриваю 100 – 200 сообщений, которые идут. Обычно на эти 100-200 упоминание о России бывает, ну, один-два раза, как и об Украине.
То есть нужно было, чтобы было что-то экстраординарное, чтобы такое упоминание о России появилось. Так было всегда.
И вот, когда начались недавние события, то открываешь – как я сегодня открыл – и первая же фотография и статья идёт про ситуацию между Россией и Украиной. И дальше они идут сериями. Просто такими галереями. Подряд – десять-двадцать сообщений, далее идёт какая-то лёгкая перебивка чем-то локальным, а дальше опять десятки сообщений про Россию и Украину.
То есть сейчас информации идёт много. Вопрос, конечно, в том, какая это информация.
Поскольку я смотрю и российские каналы, и американские, и даже немножко украинские – ютуб даёт всю палитру, какую угодно, я имею представление о том, что происходит.
И я могу сказать, совершенно определённо, что информация идёт абсолютно односторонне, потрясающе односторонне…
Например, идёт масса интервью, допустим, с людьми на улице, как вы тут живёте и так далее, и все, как один, кого встречают корреспонденты, если судить по серии этих новостей, - все, как один ненавидят русских, говорят, «мы победим» - ну, то есть, они, и информация ни о каком другом мнении просто не пропускается.
И я не думаю, что это какой-то вашингтонский обком действует, ну, нет такого, нет центрального органа, типа политбюро, которое бы это регулировало. Это на самом деле редакторы изданий, они держат нос по ветру, знают, откуда ветер дует, и они знают, что если хоть какая-то позитивная информация будет проскакивать в отношении России, у них будут проблемы.
А какие проблемы? Их же никто с работы не выгонит. Ну, как - а инвесторы? Инвесторы просто не будут давать денег на этот журнал и газету, поэтому саморегуляция идёт совершенно чёткая.
Пример. Последние три дня шла эта история про остров Змеиный. О том, как российский военный корабль подошёл к острову Змеиный и объявил, что это российский военный корабль, сдавайтесь, и пограничники, то ли один, то ли все, хором, матом послали этот самый корабль.
Причём в новостях приводится, в английском переводе, каким именно матом они его послали.
Ну и, естественно, судя по описанию, российский корабль этого не мог вытерпеть и всех они убили. Все геройски погибли, все тринадцать человек, которые были на этом острове. И тут же стало известно, что президент Зеленский выступил и сказал, что это герои и каждый из них посмертно получил звание Героя Украины. И вот эта новость идёт по всем каналам три дня подряд.
Но я-то знаю обстановку, я смотрю и российские новости. Да, мне могут сказать, что правда у Украины, но дело в том, что в отличие от этих сообщений, российские новости дают целую палитру, дают постоянно прямые включения, показывают этих самых пленённых, как оказалось, их было на острове 82 человека, ни один не погиб, все были взяты в плен, точнее, сложили оружие и сдались в плен. И я смотрю кадры, как они звонят родителям, как им раздают сухие пайки, и как по телевизору они слушают, как они уже похоронены фактически и получают звание героев.
Я привёл этот пример в беседе с одним просвещённым европейцем. Он сказал, я не верю русской информации, это всё постановка, эти 82 человека были артисты, а герои погибли смертью храбрых. И переубедить невозможно.
…Военные действия были начаты ещё восемь лет назад, в 2014 году. И начаты отнюдь не российской стороной. Все и так знают цепочку действий: Майдан, Крым, Донбасс и прочие вещи. То есть к этому на самом деле все восемь лет всё шло. И ничего удивительного в этом нет. Это была ситуация, которая должна была этим закончиться».
Целиком интервью с Анатолием Клёсовым можно посмотреть здесь.