Posted 3 марта 2022, 09:44
Published 3 марта 2022, 09:44
Modified 7 марта, 12:57
Updated 7 марта, 12:57
Небольшой репортаж с берлинского вокзала публикует житель немецкой столицы Александр Миндлин:
«Этот час не был запланирован у меня сегодня, ждали совсем другие дела. Но позвонили друзья, и сказали, что на центральном вокзале Берлина не хватает русско- или украино- говорящих волонтёров для приёма прибывающих из Украины беженцев. И мы с женой поехали на вокзал.
Что мы увидели?
Уже с самого входа на вокзал начинаются таблички с украинским флагом и стрелками. Таблички расставлены по всему вокзалу, и ведут к центральному пункту встречи беженцев. Там стоят столы и лавки, разложена еда и расставлены бутылки с водой или другими напитками. Лежат распечатанные листы с необходимой информацией.
Всех сразу и без лишних вопросов кормят, снабжают водой, медикаментами, всем необходимым.
По вокзалу ходят люди в жёлтых жилетках, с наклеенной на груди полоской, где написано имя человека и список языков, которыми он владеет. Это волонтёры - берлинские добровольцы, которые приехали сюда, чтобы помогать беженцам. Много украинцев, много русских, но есть и немцы, итальянцы, испанцы. Это Берлин.
Мы тоже наклеили на куртки полоски с именами, узнали, что именно нужно объяснять беженцам, и начали работать.
Как ни странно, более всего приезжающие нуждались именно в информации. Как быть с документами? Как добраться до нужного места? Как сесть на поезд и где взять билет? Где можно устроиться на ночь в Берлине?
Вопросов у них было много. И волнения было много. Но по мере разговора с нами, волнение отступало, они успокаивались, приходили в себя. К ним приходило понимание, что они не брошены на произвол судьбы, что их здесь встречают, помогают, устраивают...
Женщины, дети... Много детей. Чемоданы, баулы, сумки, рюкзаки. А мужчин практически нет. Они остались защищать свои дома. Женщинам с детьми нужна была помощь банально в перетаскивании сумок или чемоданов.
Мы показывали им, где Reisezentrum (нем: туристический центр), и объясняли, что они получат билет в любой город Германии совершенно бесплатно. Иногда, нужно было побыть с детьми, пока их мать получала билеты. Иногда – показать, где туалет. А самое главное - показать откуда будет отправляться их поезд. И помочь в этот поезд сесть.
Дело в том, что немецкая система проходящих поездов сильно отличается от постсоветской. Люди ищут "поезд на Франкфурт", или "поезд на Ганновер", и не знают, что здесь, в Германии, поезда отличают главным образом по времени отправления - "поезд в 14:30", или "поезда в 14:45". Что поезда стоят на вокзале буквально по 3-5 минут, и уносятся дальше.
Как успеть сесть, внести чемоданы, найти себе место в поезде, и что ответить, если спросят? Вот в этом мы им и помогали.
Некоторые из приехавших хорошо знали русский, и говорили на нём свободно. Некоторые с большим трудом могли говорить по-русски, но всё же говорили. А некоторые знали только украинский, и не понимали других языков. Ко всем подходили волонтёры, которые помогали им на нужном им языке.
Были и те, кто принципиальное не говорил по-русски. Я лично их понимал, не обижался ни капли, и либо переходил на английский, либо подзывал волонтёра с украинским языком.
Никого из украинцев не удивило, что русские помогают им. Никто из них ни словом не выразил мне никакого негативного отношения. Только благодарность.
Мы помогали им получить билеты, подключиться к WiFi, и решить всевозможные бытовые вопросы.
Что я хочу сказать берлинцам?
Ситуация на вокзале такая - когда приходит поезд, из него выходит одновременно несколько сотен людей. Иногда 700-800. Вот тогда нужны волонтёры, и никто не будет лишним.
Когда большая часть из приехавших сели на поезда в нужные им направления, или уехали устраиваться в Берлине, то вокзал пустеет, и волонтёров оказывается больше, чем беженцев. Тогда мы начинаем только мешать...
Для меня всё, что я увидел, было ожившей картинкой из материалов по истории Берлина, когда после 1-й мировой войны в Берлин устремился поток беженцев из Восточной Европы, согнанных со своих родных мест войной...
Но это уже совсем другая история.»