Posted 3 марта 2022, 09:57
Published 3 марта 2022, 09:57
Modified 7 марта, 12:57
Updated 7 марта, 12:57
Александр Сычев
Амбициозный проект Германии, Франции, Италии, а также Испании по созданию большого военного дрона, наконец, перешел в практическую плоскость – подписан крупный контракт стоимостью 7,1 млрд долларов сроком на пять лет.
Работы над проектом создания автономного самолета Eurodrone европейцы начали в 2015 году. Помимо самого беспилотника участники проекта хотят приобрести новые компетенции в области строительства дронов. Попутно предполагалось уменьшить полную зависимость Европы от США в поставках беспилотников. Какая из этих мотиваций весомее, трудно сказать. Наличие собственного беспилотного летательного аппарата (БПЛА), пожалуй, наименее весомый аргумент в пользу дорогостоящей затеи. Как ни как, США продают Европе свои дроны MQ-9 Reaper, а израильтяне – свои Heron. Отказывать Западной Европе в поставках никто не намерен.
Однако переговоры явно затягивались. За стол переговоров европейцы садились несколько раз, но все безуспешно. Неудачи, судя по утечкам, касавшимся другого проекта, объяснялись, как это ни странно звучит, отсутствием доверия. При всех внешних проявлениях непоколебимой солидарности, Европа так и не преодолела подозрительности друг к другу.
Это недоверие наиболее очевидно проявилось в программе создания европейского истребителя шестого поколения, известной как Future Combat Air System (FCAS). Европейский истребитель будущего, макет которого был продемонстрирован несколько лет назад, никак не воплотится в металле. И как оказалось, проблема в том, что Франция и Германия не могут согласовать договор о сотрудничестве, состоящий всего из семи пунктов.
А споткнулись они о два пункта соглашения, один из которых, в частности, касается прав интеллектуальной собственности. Во Франции подозревают, что участвующая в программе немецкая «оборонка» намерена получить доступ к французским технологиям. Берлин, якобы, хочет украсть парижские секреты для собственных проектов.
Ключевая роль в разработке FCAS будет принадлежать французской компании Dassault Aviation, как наиболее продвинутой в идеологии и технологиях истребителей шестого поколения. Эта же компания является ключевой и в создании Eurodrone. Нельзя сказать с уверенностью – у французов есть реальные основания подозревать немцев или они просто поддались влиянию исторической памяти. Немцы же всем своим видом изображают искреннее недоумение. Это же недоверие в какой-то степени тормозило и подписание контракта по БПЛА.
Внешний облик европейского беспилотника явно позаимствован у эксплуатируемого вооруженными силами стран Западной Европы одномоторного американского MQ-9 Reaper. В отличие от американского образца Eurodrone будет двухмоторным. Размах крыльев – 26 метров, высота – 6 и длина – 16 метров. При максимальной взлетной массе 11 тонн беспилотник сможет нести полезную нагрузку весом 2,3 тонны. Концепция компоновки модульная, поэтому дрон можно будет быстро переоснащать различным оборудованием для проведения разведки или рекогносцировки, наблюдения или целеуказания, а также ведения боевых действий.
Предполагается, что этот беспилотник сможет развивать скорость до 500 километров в час. В воздухе он должен, по задумке инициаторов проекта, находиться от 18 до 40 часов в зависимости от полезной нагрузки.
Технические требования и спецификации согласованы между конечными пользователями – Германией, Испанией, Францией и Италией. Формальным заказчиком и координатором выступило Европейское оборонное агентство. Основными промышленными партнерами, которым предстоит в будущем наладить производство систем Eurodrone, станут французская компания Dassault Aviation, итальянская Leonardo и испанское подразделение Airbus Spain.
«Eurodrone станет самой передовой беспилотной авиационной системой в своем сегменте и создаст более семи тысяч высокотехнологичных рабочих мест в Европе. Это укрепит европейский промышленный суверенитет, ноу-хау и сотрудничество между странами», - сказал Майк Шеллхорн, руководитель оборонно-космического подразделения Airbus.
Впоследствии наработанные технологии и квалификации участники проекта планируют применить при создании будущего истребителя, а также в еще более отдаленном своем проекте – беспилотном стратегическом бомбардировщике-невидимке.