Posted 28 февраля 2022, 13:48
Published 28 февраля 2022, 13:48
Modified 7 марта, 12:30
Updated 7 марта, 12:30
Елена Иванова
В Евросоюзе говорят, что примут всех беженцев, неважно, сколько их придет и попросит о помощи. По воскресенье включительно восточную границу ЕС пересекли 256 тысяч человек, в основном, женщин, детей и стариков. Только Польша приняла 200 тысяч беженцев. ООН и благотворительные организации говорят, что беженцев будет на порядок больше – до семи миллионов человек. Но сколько людей в действительности попросят убежища, зависит от того, как будет развиваться ситуация на полях сражений. Если российские войска продвинутся дальше на территорию Украины, беженцев будет значительно больше.
А пока понятно одно – ситуация будет значительно серьезнее, чем летом 2015 года в разгар кризиса с сирийскими беженцами. До сегодняшнего дня, пишет «Дойче Велле» , странам Евросоюза так и не удалось согласовать механизма распределения потоков беженцев в таких случаях. Миграционная политика отдельных стран оставалась яблоком раздора в Евросоюзе. В прошлый четверг все изменилось.
Министр внутренних дел Германии Нэнси Фезер назвала происходящее в Европе «сменой парадигмы». «В Европу пришла беда, и это привело к странах ЕС к изменению мышления», - сказала немецкий политик.
Сейчас все по-другому, чем 7 лет назад, в беде оказались соседи. Абсолютное большинство украинских беженцев остаются у родственников и знакомых в Польше, Словакии, Венгрии и Румынии. Польские власти говорят, что приюты для беженцев стоят пустые.
Беженцы из третьих стран, например, африканцы, которые учились в украинских университетах, также имеют право на защиту. Пока с ними все сложно – есть сообщения, что польские пограничники издевались над ними или отправляли обратно в Украину. Этому будет положен конец, заявили в Брюсселе. Все бегущие от войны будут приняты.
Поляки принимают всех без исключения украинцев, даже не прося ЕС о помощи, по крайней мере, сейчас. Немцы помогают с логистикой. Еще пару недель назад о таком сотрудничестве можно было только мечтать – тогда поляки ускоренными темпами строили забор на границе с Белоруссией, чтобы защититься от беженцев, которых на них наслал Александр Лукашенко.
Сейчас у ЕС нет никаких проблем с беженцами из Украины, потому что у них есть биометрические паспорта, и по договору между шенгенскими странами и их восточной соседкой украинцы могут находится без визы в течение 90 дней. В ЕС готовятся к 91-му дню, сказала комиссар по внутренним делам Йоханнсон. Для этого впервые будет применен закон о массовом предоставлении убежища, для того чтобы без бюрократических препон продлить всем приехавшим пребывание в Европе. Глава МВД Литвы Агне Билотайте считает, что этого недостаточно. Необходимо уже сейчас разработать механизм распределения беженцев и правила переселения с Украины, чтобы помогать раненым, женщинам и детям переезжать в Европу. Необходимо готовиться к следующим неделям боевых действий.
Сейчас в Европе все хотят помогать попавшим в беду соседям. Но украинцы могут помочь Европе. Как известно, здесь катастрофически не хватает рабочих рук. Уже сейчас в Европе только в здравоохранении не хватает 2 миллиона работников, пишет "Хандельсблатт". Например, до 2030 года в одной Германии в здравоохранении будет до полумиллиона вакансий медперсонала. Украинцы вполне могут помочь хотя бы сократить этот дефицит. На стройках рабочих также не хватает. Недостаточно на континенте инженеров, айтишников, работников в туристической отрасли, гостиницах и ресторанах. Совсем мало осталось врачей в сельской местности. Таких примеров много, и не только в Германии, но и по всему Евросоюзу. Украинцы в силу высокой квалификации легко восполнят эти пробелы, тем более, что и до войны на тех же стройках работало много граждан Украины. К тому же, в отличие от беженцев 2015 года, жителей Украины и европейцев, кроме языка, мало что отделяет друг от друга. Уже сейчас страны конкурирует между собой. Например, Португалия ввела облегченный визовый и налоговый режим для разработчиков программного обеспечения. Швеция предлагает 9000 евро в месяц для некоторых профессий. Во Франции не хватает 50 тысяч водителей грузовиков. По всей стране открыты 900 тысяч вакансий, которые невозможно закрыть.
Недалек то день, когда за украинских беженцев в Евросоюзе развернется настоящая борьба. И дело даже не в дешевой рабочей силе – дело просто в рабочей силе.
Ситуация с украинскими беженцами трагична, но в Европе уже думают о том, что жители соседней страны не станут только обузой для социальной системы стран ЕС. А многие оставшиеся смогут реализовать себя. Вот только как быть с Родиной?