«Спецоперация» российской армии в Украине ожидаемо породила процесс международной изоляции России. США, Евросоюз, Великобритания и Канада уже ввели санкции персонально против президента России Владимира Путина
Кроме него персональные санкции введены против министра обороны Сергея Шойгу, министра иностранных дел Сергея Лаврова, главы Генштаба Валерия Герасимова, Дмитрия Медведева и других членов Совбеза.
Канал «Экономика» сообщает о том, что Бюро индустрии и безопасности (BIS) при Министерстве торговли США (регулятор в области экспортного контроля) опубликовало детали новых ограничений на экспорт технологической продукции для отраслей российской промышленности. Соответствующий документ «в ответ на дальнейшее вторжение Российской Федерации на Украину» вступит в силу 3 марта 2022 года, то есть США дали бизнесу неделю на адаптацию к новому режиму.
Администрация Байдена объявила, что новые ограничения нацелены на то, чтобы лишить такие сектора российской промышленности, как оборонно-промышленный комплекс (ОПК), самолетостроение и судостроение, важнейших технологических элементов. Объявленные санкции по линии экспортного контроля крупнейшие из всех, которые когда-либо вводились в отношении одного государства, заметил Минторг США. По оценкам Белого дома, новые ограничения позволят более чем в два раза сократить российский импорт высокотехнологичной продукции.
Перечислять все санкции уже не имеет особого смысла, потому что вскоре под санкциями будет всё, представляющее хоть какой-то стратегический для российской экономики и/или оборонки.
Вряд ли кремлевские стратеги не предполагали такого развития событий, а стало быть, у них есть свои резоны. Так программный директор клуба «Валдай», институции, которая обеспечивает идеологическую поддержку путинского режима, Андрей Сушенцов пишет в своем канале:
"24 февраля закончилась эпоха поиска России своего места в западноцентричном мире. Ключевым процессом этого нового мира будет управление конфронтацией / между Россией и Западом, недопущения спонтанной эскалации конфронтации. Цель России остается неизменной – создание более справедливой системы безопасности в Европе, которая лучше учитывает российские интересы. В основе этой системы должны лежать правила осмотрительного поведения и отказ от создания взаимных военных угроз. Взаимозависимость между Россией и странами Запада ослабнет, однако не разорвётся окончательно. Поставки российских энергоресурсов в обмен на западные технологии по-прежнему будут востребованы. Полностью исключить Россию из финансовой системы также не получится. Однако введенные санкции США и ЕС ускорят уход от доллара в международных расчетах. Деловой, рутинный характер, в котором протекает крупнейший со времен нападения НАТО на Белград военный кризис в Европе показывает, что международные отношения возвращаются к своей исторической норме…»
Еще более определенную точку зрения высказал кремлевский политолог Алексей Чадаев:
«Чему я, как патриот Отечества, действительно радуюсь, безотносительно к самой войне (по поводу которой радоваться нечему) — так это, как ни странно, развернувшейся кампании по изоляции России. Для многих, включая и многих вполне лояльных Путину людей, именно это и есть самое болезненное. Но по мне так это как раз абсолютно необходимая, хотя и очень горькая пилюля.
Дело в том, что тот «разъём» для подключения к большому миру, через который мы с ним коннектились, организовывал общество вокруг себя, и организовывал совершенно определённым образом. Сверхбогатые, в том числе и коррупционеры, вывозили «туда» миллиарды, покупали «там» дорогую недвижимость, вывозили семьи в конечном итоге на ПМЖ. Немногочисленный средний класс имел ограниченную (в основном финансово) свободу перемещений, но и только. «Нижний средний» в лучшем случае мог себе позволить олл-инклюзив в Турции раз в год; а большинство и вовсе видело этот самый «лучший мир» только на экранах. И этот порядок вещей цементировался, превращался в наследственно-сословный.
Собственно, это и был такой колониализм — когда ресурсы контролируют те, кто имеет привилегированный, «эксклюзивный» доступ к благам «первого мира», а через это «первый мир» делает их послушными проводниками своих экономических и политических интересов. И в реалиях устройства мира до 24.02.22 не было вообще никакого способа это как-то поменять — когда я недавно пересмотрел известное выступление стенфордской студентки Дарьи Навальной, я понял для себя всё про «прекрасную Россию будущего»: менять предполагается только фамилии. И никакого другого разъёма у них для нас нет.
Сейчас нас пугают многолетним прозябанием под санкциями в формате Кубы, Ирана или Северной Кореи. Но в то же время как-то забывают, что Китай на наших глазах как раз и умудрился стать второй, если не первой экономикой мира, не вылезая из-под санкций после событий на площади Тяньаньмэнь. На это мне скажут — мы не Китай; но мы и не Куба. Я имею в виду, что всё в наших руках — в большей степени, чем раньше.
Политический и общественный режим в новой «поствоенной» реальности изменится очень сильно, намного сильнее, чем он менялся за последние двадцать лет — просто потому, что отомрёт целый ряд фундаментальных процессов, которые его конституировали. Придётся радикально обновлять элиты, причём это произойдёт естественно: нынешние просто не смогут сохраниться в этом brave new world.
И главное, придётся наконец отвечать (в первую очередь самим себе) на тот вопрос, который я задал несколько дней назад: «чего это мы такие борзые?» Теперь нахождение на него очень хорошо обоснованного ответа — такой же вопрос выживания, как и подлётное время гипотетических натовских ракет из Харькова.»
Однако, многие комментаторы сильно усомнились в способности России пойти китайским путем.
Во-первых, с чисто этической точки зрения: желать своей стране санкций, запрета на ввоз технологий, запрета на кредиты, желать народу ещё большего падения уровня жизни – это ли не предательство? – спрашивают они.
Многие, и справедливо, нашли в нынешней ситуации поразительное сходство с романами Владимира Сорокина, уже давно предсказавшего такое развитие событий: «День опричника» - наше будущее. Все уже описано: торговля с Китаем за газ, казнь земских, золотые рыбки по вене и летка-енка в бане. Сахарный Кремль! Сыр Пошехонский и сыр Костромской!»
Совершенно справедлива и такая точка зрения, отражающая экономико-психологические реалии российской действительности: «Если режим и Россия сохранятся, то он окончательно закуклится. Более инклюзивным он не станет. Да, произойдёт частично перетряхивание элитарных, управленческих слоев, но это коснётся и даст новые лифты узкой прослойке. Плюс к тому, очевидно, что в условиях санкций система станет еще более экстрактивной. На дележ меньшего куска пирога сможет претендовать более узкая категория…»
Ну, и наконец, о главном, о «китайском пути». Его попросту не может быть в стране, которая полвека плотно сидит на экспорте углеводородов, в которой 30 лет идет непрерывная (и ускоряющаяся) утечка мозгов. Китаем тут не пахнет. Китай умудрился совершить свое чудо в том числе так: в его экономику сперва начали инвестировать китайцы, живущие за рубежом, затем Япония с конца 1970-х до конца нулевых стала вкачивать в него огромные деньги, включая льготные кредиты, потом – другие зарубежные фирмы, потом - весь западный мир. Америка, к примеру, десятилетиями инвестировала в китайскую экономику, а президент Клинтон способствовал вступлению КНР в ВТО. То есть, Китай стал второй экономикой мира за счет зарубежных инвестиций. А Россия окажется в полной изоляции - пока не сменится режим - и поэтому инвестиций не будет. Внутренних же резервов (таких как коллективизация) уже нет и быть не может, уверены эксперты.
Нельзя забывать и о колоссальной работоспособности китайцев, этим они разительно отличаются от русских.
Известный политический аналитик Глеб Павловский сделал окончательный прогноз, который кажется более чем очевидным:
«Не надо делиться отчаяньем. Но надо делиться пониманием. А оно вообще-то таково: мы знали, что тоталитарный режим пройдет все стадии эволюции - это не удивление, удивляться не надо. Получается, как в притче о лягушке и скорпионе. Помните, лягушка (Запад) спасает на своей спине Скорпиона во время наводнения (допускает до достижений цивилизации после эпического провала), а Скорпион ее кусает. Почему? - удивляется Лягушка (Запад) - Потому что я - Скорпион, - отвечает Скорпион, это в моей природе.
Но есть и хорошее.
Россия растратила достижения Перестройки (доверие к русской демократизации), а теперь и растратила (обнулила) еще победу во Второй мировой войне как борца с фашизмом. Теперь говорить о победе становится смешно.
Я думаю, назрела необходимость убрать Россию и из Совета Безопасности. Зачем в Совете Безопасности тоталитарный агрессор? Опрокидывает смысл такого Совета.
Россия отсоединяет себя от Планеты и некоторое время погниет в изоляции. Однако это финальный акт огромной исторической драмы. В клетке россиянам не прожить. Ничего продуктивного Россия не сделает. Захватив Украину, Путин и его окружение поймут, что им с ней нечего делать. То, что он сделал, уже не развидеть. Счастливы те, кто будет при этом присутствовать.»