Политолог, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков видит два сценария развития событий - резкое падение уровня жизни и закручивание гаек и небольшая корректировка без полного политического давления.
- Как Вы оцениваете ситуацию после начала войны?
- Я постараюсь быть немножечко оптимистом. Эта ситуация прогнозировалась. Мы целый месяц обсуждали вторжение. Оно произошло и пока идёт в узких границах. Насколько я понимаю, логика следующая: идёт уничтожение военной инфраструктуры, но речь не идёт об оккупации территорий. Хотя есть призывы «освободить» Одессу, Харьков и так далее. Если этого не произойдёт, супер-патриотический сценарий не будет реализован, тогда есть возможность того, что Украина будет откинута в возможностях на десять шагов назад, ситуация будет напряжённая, но это будет поводом для нового торга в рамках уже не Минских, но условно Минских соглашений. Это будет вопрос независимости Донбасса, чтобы его признали. Насколько я вижу реакцию Запада, Запад это пока всё устраивает. Америка говорит, что не собирается никого отправлять воевать за Украину, супер-санкции пока не вводятся. Это негативный сценарий, но вполне предсказуемый и достаточно локальный. Конечно, всё это плохо. Это война, но пока война, имеющая возможность локализоваться.
- Как скажется на внутриполитической обстановке?
- Тяжело сказать, что будет с рейтингами. Зависит от того, кто будет мерить. Я вижу два сценария развития. Один связан с резким ухудшением социально-экономического самочувствия и, как следствие, падение рейтинга. Будет недовольство, что может вызвать закручивание гаек, чтобы недовольство никто не подогревал. Второй – небольшая корректировка без закручивания гаек, оппозиция какая-то есть, продолжает высказываться, выборы продолжают проводиться. Но тут может усилиться градус пропаганды, градус попытки объяснить происходящее. Я надеюсь на второй вариант. Первый – это информационный вакуум, а в 21 веке он заполняется посредством всякого условного самиздата.
Скорее всего, нас ждет второй вариант – волна патриотизма, на фоне которого будет разочарование в том, что реальный уровень жизни будет падать. Все будет зависеть от того, какие введут санкции, насколько вырастут цены, будет ли возможность перемещения. Всё-таки вернуться в Советский Союз не хотели бы даже самые оголтелые патриоты.
- Возможно ли применение ядерного оружия?
- Это такой чеховский вариант – если ружьё висит, оно рано или поздно выстрелит. К сожалению, да. Вопрос в том, насколько здравый смысл рискует быть утерянным. Поскольку все решения сейчас принимаются не в политической логике, а в военной, риски, по сравнению с 20 веком, достигли максимального уровня. Всё зависит от персонального решения нескольких человек.