Сергей Баймухаметов
Закон предусматривает введение новых отягчающих обстоятельств. В том числе, если насилие совершено лицом, на которое возложены обязанности по содержанию, обучению или защите прав ребенка. Или лицом, проживающим совместно с ним. Или лицом, осуществляющим деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
Казалось бы, когда речь заходит о покушениях на половую неприкосновенность детей – двух мнений быть не может, все единодушны в требовании жесточайшего наказания. Но… законы и правоприменительная практика были более чем странные.
Например, в 2007 году Шебекинский районный суд Белгородской области признал некоего 45-летнего мужчину виновным в совершении развратных действий по отношению к 6-летней девочке и приговорил его к… 6 месяцам заключения в колонии-поселении. В 2008 году Оленегорский городской суд Мурманской области признал некоего руководителя туристического кружка в совершении преступлений, связанных с насильственными действиями сексуального характера в отношении подростков в возрасте от 14 до 16, и приговорил его к… условной мере наказания.
И это не исключительные случаи. В «Обобщении судебной практики судов Красноярского края за 2008 год» говорится:
«Среди видов наказания, не связанных с реальным лишением свободы, преобладает условное осуждение. Так, в 80% случаев лица, признанные виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 135 УК РФ (Развратные действия в отношении несовершеннолетних – С.Б.), были осуждены условно; в отношении 20% осужденных наказание назначено было в виде штрафа… Девяносто восемь приговоров вынесено в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 134 УК РФ (Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста – С.Б.)… В 100% случаев судами в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 134 УК РФ, было назначено наказание с применением ст. 73 УК РФ, то есть условно».
Не верится. Но документ – официальный.
В июле 2009 года президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон об усилении уголовной ответственности за совершение преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних. Однако… в 2010 году суд в Петербурге приговорил 25-летнего педофила, который изнасиловал 5-летнюю племянницу и продолжал насиловать ее несколько лет - к условному сроку. При этом судья Андреева исходила из того, что подсудимый Слепцов совершал преступления до вступления в силу поправок в УК. Тогда статья за педофилию предусматривала в том числе и условное наказание. Но если предусматривала, то вовсе необязательно исходить только из этого пункта, были и другие. Однако судья выбрала именно этот.
«Подобных примеров можно привести массу, - констатировала правительственная «Российская газета» в 2012 году. - По данным правоохранителей, официально жертвами педофилов становится более трех тысяч детей в год, многие погибают. За десять лет число изнасилований детей увеличилось в десять раз… В прошлом году за развратные действия в отношении детей возраста от 12 до 14 лет было осуждено 93 человека. Из них 21 осужденный получил условный срок… За половые сношения и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14 лет, были осуждены 208 человек. Из них 109 получили условный срок. Нужны ли комментарии?»
(Следует отметить шокирующий факт: «За десять лет число изнасилований детей увеличилось в десять раз». Однако здесь следует учесть, что в 1990-е годы многие такие преступления оставались скрытыми: и жертвы, и их родители боялись огласки, «позора».)
27 октября 2012 года вступил в силу закон, запрещающий назначать условное наказание рецидивистам, педофилам и людям, совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление.
«Теперь введено жесткое правило - никаких условностей, только реальные сроки за такие преступления», - резюмировала правительственная газета.
Но… Число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних неуклонно росло. По данным МВД, с 2014 по 2019 год - увеличилось на 42%. Следственный комитет сообщал, что за девять месяцев 2021 года сексуальные преступления в отношении детей совершили 6 тысяч человек.
Да, в 2012 году по статьям 134 и 135 отменили «условную меру наказания». Однако там осталось: «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста… наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов либо принудительными работами на срок до четырех лет (выделено мною – С.Б.)» И еще: «Совершение развратных действий… в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов (выделено мною – С.Б.)».
Отбыл свое на обязательных или принудительных работах с отчислением процента в пользу государства – и гуляй с чистой совестью?
Далее эти статьи УК предусматривают только реальные сроки заключения за «половое сношение и иные действия сексуального характера» и «совершение развратных действий без применения насилия» в отношении детей от 12 до 14 лет. Значит, если жертве от 14 до 16 лет, то можно рассчитывать на «обязательные» или «принудительные работы»?
Из хроники последних месяцев и недель:
В Костроме два выродка изнасиловали и убили 5-летнюю девочку.
В городе Ершово Саратовской изнасилована девочка, которой не исполнилось двух лет.
В городе Асбест Свердловской области арестовали подозреваемого в изнасиловании и убийстве 11-летней девочки.
В подмосковном Домодедове приезжий из Ульяновска изнасиловал, убил и выбросил в канализационный колодец 15-летнюю девочку.
В Москве отчим три месяца насиловал 10-летнюю падчерицу
И вот, Госдума приняла закон об ужесточении наказания за педофилию. Закон, который можно только приветствовать. Но…
Но обратимся вначале к его истории. Группа депутатов начала разрабатывать законопроект еще в 2017 году. В редакции 2012 года статья 134 предусматривала пожизненное заключение за «половое сношение и иные действия сексуального характера с детьми, достигшими двенадцатилетнего возраста, но не достигшим четырнадцатилетнего возраста». Однако – только для рецидивистов, для тех, кто ранее имел судимость за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.
Законопроект 2018 года предлагал «назначение пожизненного лишения свободы за совершение преступления против половой неприкосновенности малолетнего, влекущего тяжкие последствия». Без учета, была ранее судимость или нет.
Законопроект приняли в первом чтении 3 июля 2018 года. Затем он без движения лежал в Госдуме 3 года и 7 месяцев.
Времени на него не было? Педофилов оберегали?
Позавчера и вчера, через 3 года и 7 месяцев, при рассмотрении во втором и третьем чтениях выяснилось, что пункт о пожизненном заключении исчез. Почему? Как сказали в пресс-службе думского комитета по госстроительству, его исключили, поскольку уже принят закон о пожизненном наказании для педофилов.
Да, был параллельно еще один законопроект, от другой группы депутатов. Его внесли в Госдуму недавно, 10 сентября 2021 года. И - моментально рассмотрели. Как будто стремились упредить и в какой-то степени дезавуировать законопроект от 2018 года. Десять дней назад, 8 февраля, этот параллельный закон вступил в действие. По нему, пожизненный срок получат выродки, совершившие насилие в отношении двух или более несовершеннолетних, если указанное преступление сопряжено с другим тяжким или особо тяжким преступлением. Все остальное – по-прежнему. Пожизненное заключение – только для рецидивистов. Правда, границы расширили: за повторные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних до 18 лет. И это правильно. Раньше было – до 14 лет.
В целом же все это странно, как будто нарочно запутано. Ясно лишь одно. Значит, подонок из Москвы, который три месяца насиловал десятилетнюю падчерицу, и выродок из города Ершово Саратовской области, который изнасиловал двухлетнюю девочку, пожизненного срока не получат. Как и другие, им подобные.