Posted 18 февраля 2022,, 13:30

Published 18 февраля 2022,, 13:30

Modified 7 марта, 12:48

Updated 7 марта, 12:48

Крещеные пандемией: как провинциальные театры переживают непростые времена

18 февраля 2022, 13:30
Нестабильность, связанная с пандемией, уже третий год мешает развитию театральной сферы

Ирина Павлова

В большинстве регионов театры работают с ограниченной заполняемостью, а приходить на спектакли зрителям можно только при наличии QR-кодов или ПЦР-тестов. Осложняет ситуацию и то, что периодически болеют артисты, как следствие, идут замены постановок, часть зрителей сдает билеты, что ухудшает финансовую ситуацию. Из-за всплесков заболеваемости в некоторых регионах временно закрывают театры. Что же помогает театральным коллективам выживать в этой непростой обстановке, и в чем они нуждаются сейчас прежде всего?

Главная проблема – финансовая

По словам руководителей театров, главная проблема сейчас – финансовая. Она остро стоит даже у тех организаций, которые получают бюджетное финансирование. Особенно это касается региональных коллективов в городах с небольшим количеством населения, где для поддержания высокого уровня посещаемости требуется частая сменяемость репертуара.

Чтобы обеспечить приток финансов, драматический театр «Поиск» из маленького города Лесосибирска в Красноярском крае в 2021 году увеличил общее количество спектаклей. Если до этого средний показатель составлял 140-145 мероприятий, то в прошлом году вышло 170, что для небольшой труппы достаточно много. Но все равно из-за карантинных ограничений остаются трудности с выполнением плановых показателей по поступлению внебюджетных средств, значительная доля которых идет на финансовую поддержку иногородних артистов – им компенсируется часть оплаты съемного жилья.

«Возникают и организационные проблемы, – отмечает Олег Ермолаев, художественный руководитель и артист театра «Поиск». – Так как нужно не только проверять билеты, но и QR-коды, а также измерять температуру, администратор не справляется. Обычно ему помогают артисты, не занятые в спектакле, поскольку у нас очень маленькая труппа, и многое мы делаем сами. Но есть постановки, в которых все заняты, тогда выручают волонтеры культуры – это движение набирает обороты в Красноярском крае».

Но все равно вопреки всем препятствиям развитие театра «Поиск» продолжается. В прошлом году в коллектив пришли новые артисты, были представлены две премьеры, сделан запас внебюджетных средств благодаря успешным гастролям и договорным постановкам. Театр участвует и побеждает на театральных фестивалях, готовит новые спектакли.

В Красноярском государственном театре оперы и балета имени Д.А. Хворостовского с аншлагом прошли все запланированные премьеры. И основная трудность состояла в том, чтобы для профилактики вирусных заболеваний разделить группы актеров, задействованные в разных постановках.

«Часть труппы, задействованная в премьере, работает, остальные находятся на карантине, особенно в пиковые периоды заболеваемости. Конечно, ситуация непростая, но она мобилизует коллектив, каждый артист чувствует больше ответственности, чтобы не заболеть, не сорвать спектакль. Непросто приходится и службам, которые продают билеты, но они тоже мобилизуются, ищут новые формы продаж», – говорит худрук театра, заслуженный артист России Сергей Бобров.

Повышать зрительский интерес

Константин Солдатов, директор Мирнинского театра, одного из самых молодых профессиональных театров в Якутии, тоже делает акцент на том, что основные сложности связаны с нехваткой внебюджетных средств, которые поступают от продажи билетов. «Так как мы нестабильно зарабатываем сейчас, приходится экономить на всем, – говорит он. – Сложная ситуация побуждает нас к поиску новых форм взаимодействия с аудиторией, чтобы увеличивать количество зрителей. Это необходимо не только для решения финансовых проблем, но и для расширения числа поклонников театрального искусства».

Например, в прошлом году огромный интерес у жителей Мирного вызвал социальный проект, организованный театром совместно с подростками. Был поставлен спектакль «Всем, кого касается». В нем мирнинские ребята вышли на сцену вместе с профессиональными артистами, чтобы исследовать острую для многих проблему буллинга. Спектакли проходили с аншлагом в большом для маленького 35-тысячного городка зале на 500 мест, так как собирались одноклассники, родственники, знакомые подростков, задействованных в постановке. Кроме того, недавно труппа Мирнинского театра поставила спектакль в современном формате сайт-специфик, где зрители путешествуют по театру. Артисты начали проводить интерактивные игры для взрослых и детей. Придумали шоу-концерт-спектакль-праздник, где зрители вместе с актерами участвуют в съемке кино. Это только часть новых идей, реализованных за последнее время, и театр продолжает искать новые формы.

Сложней всего на фоне пандемии приходится частным театральным коллективам, которые живут исключительно за счет продажи билетов, их в нашей стране около 360. Например, иркутский театр «Новая драма» был вынужден закрыться на год и отказаться от помещения, поскольку нечем было платить за аренду. Вновь открылся театр только в декабре 2021 года. К этому времени коллектив восстановил часть спектаклей и подготовил две премьеры.

Комментирует Вадим Карионов, актер, режиссер, худрук Центр современного искусства «Новая Драма. Иркутск»:

«Пандемия мощно ударила по частным театрам, многие были вынуждены, как и мы, съехать со своих площадок, а потом начинать с нуля. Ситуация до сих пор сложная, приходится очень много работать, поскольку возможностей репетировать не было. Мы находимся в поиске новых форм и жанров, восстанавливаем спектакли. В январе представили три премьеры, идет набор в студию актерского мастерства, запущено направление – йога в театре, недавно открыли выставочное пространство, планируем открыть библиотеку, ресторан, есть и другие планы для привлечения аудитории».

Эксперимент как основа для творчества

Театрам требуется большая изобретательность, чтобы выстраивать репертуар, отвечая на вызовы времени. Труппы стремятся к экспериментам, ищут новые темы для постановок, интересные разным целевым аудиториям - детям с родителями, подросткам, молодежи. Многие, как и в период локдауна, продолжают активно использовать интернет-пространство: показывают онлайн-спектакли и сюжеты из жизни театра, проводят читки пьес, обсуждения постановок. Это помогает поддерживать контакт со зрителем на фоне карантинных ограничений и находить новую аудиторию среди пользователей интернета.

Материальная составляющая играет большую роль в творчестве. В этом смысле показателен анализ расходов грантовых средств, которые получили победители 6-го конкурса театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон», прошедшего в Красноярском крае, Республики Саха (Якутия), Иркутской и Магаданской областях в 2021 году.

Как рассказала Виктория Васильева, директор по связям с общественностью компании «Полюс», организующей конкурс:

«Театрам требуются деньги на осветительное оборудование, компьютерную технику, изготовление декораций, покупку реквизита и тканей, пошив костюмов. Необходимы средства на ремонт помещений и коммуникаций, обновление сценического оборудования. Крайне ограниченные в средствах частные театры направляют грантовые средства на выплату гонораров режиссерам и художникам, ведь прежде чем начать зарабатывать, нужно поставить спектакли. Еще одна значительная статья расходов – участие в театральных фестивалях и конкурсах. Нужно оплачивать билеты и гостиницы артистам, перевозить декорации. Эти поездки очень важны для обмена опытом и продвижения театров на федеральном уровне, без них нет развития».

Значимым подспорьем для развития театральной сферы стало и лабораторное движение, которое сегодня охватывает все регионы России и объединяет коллективы, заинтересованные в экспериментах, поиске ярких идей и новых форм творческой работы. Худруки театров, режиссеры, драматурги, актеры собираются вместе, чтобы обсудить новейшие тенденции, повысить уровень мастерства, провести читки, эскизные показы и выбрать наиболее удачные сценарии и пьесы для будущих постановок. В период пандемии многие театры начали проводить лаборатории онлайн на своих страницах в социальных сетях, YouTube-каналах и других цифровых платформах, благодаря чему к творческому процессу смогла приобщиться зрительская аудитория.

«Карантинные реалии – оторванность от зрителя, невозможность репетировать в привычном режиме и находиться в тесном контакте с коллегами – показали, что театральное сообщество может развиваться только через диалог, открытое разностороннее взаимодействие. Поэтому мы тесно общаемся с театрами других регионов нашей страны», – говорит Алексей Павлов, художественный руководитель Государственного театра юного зрителя Республики Саха (Якутия), заслуженный работник культуры РФ, народный артист Якутии, лауреат премии Правительства РФ им. Федора Волкова:

Пандемия, отменившая или отложившая появление целого ряда премьер или театральных проектов, еще раз показала, как театры нуждаются в художественной и финансовой свободе – подчеркивает Анна Степанова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории театра России ГИТИСа, член экспертного совета конкурса «Полюс. Золотой сезон».

«Мы видим, что театры страдают от вынужденных карантинных ограничений, как впрочем они будут страдать от любых других несвобод. Поэтому нужно с большой осторожностью подходить к любым регулирующим воздействиям, будь то централизация ведения бюджетного бухгалтерского учета, начавшаяся сейчас в некоторых регионах, или возможное ужесточение цензуры, которое обсуждается в связи с разработкой проекта указа Президента РФ об укреплении духовно-нравственных ценностей. Театрам необходимо, чтобы государство помогало, а не мешало естественному развитию художественного процесса».

Пандемия, как любое значимое событие в жизни людей, повлияет и на репертуар театров.

«Мы с интересом ждем, какие новые постановки появятся в ближайшее время. Уже начинают выходить эти спектакли, крещенные пандемией, созданные в ситуации реальности, абсолютно утратившейся предсказуемость, – поясняет Анна Степанова. – Думаю, что мы увидим много спектаклей утешительных, нежных, призванных помогать людям переживать непростые времена. С другой стороны, театр непременно будет художественными средствами осмысливать эту ковидную травматическую ситуацию, изменившую мир настолько, что теперь его нужно в какой-то мере познавать заново».