Сергей Крон
В экспертном сообществе считают, что белорусские власти с ноября 2020 года активно создают миф о том, что все проблемы решены, «враги» бежали к «спонсорам», бунтующий народ «одумался», и в стране восстановлены стабильность и порядок, которые Запад пытается «расшатать» санкциями. Более того, активно замалчиваются и причины народного гнева. Факт фальсификации итогов президентских выборов подменяется ссылками на вмешательство внешних сил, в частности, Польши. Но не все так просто.
Журналисты BBC рассказали такую историю. В январе пенсионер из деревни Терюха Гомельской области Николай Витиков отправил свои идеи по поводу новой Конституции в районную газету «Маяк». Через несколько дней к нему в дом ворвались с обыском, после чего «сельского провокатора» милиция отправила в СИЗО. Теперь Витикову грозит до пяти лет тюрьмы по статье о разжигании социальной вражды.
Пенсионер Витков, видимо, не единственный, кто попал в руки силовиков за попытку принять участие в создании новой Конституции, которую сами власти называют «народной».
За 27 лет правления Александр Лукашенко менял Конституцию дважды. В 1996 году был продлен срок нахождения его у власти и ограничены полномочия Конституционного суда. В 2004 году отменено ограничение на количество президентских сроков.
Впервые вопрос о корректировке Конституции в третий раз Лукашенко поднял еще в 2016 году, объяснив это требованием времени, напомнило белорусское агентство «Белта».
Однако особенно часто Александр Лукашенко стал говорить о поправках в Конституцию в разгар протестов после президентских выборов в августе 2020 года, когда сотни тысяч людей вышли на улицы белорусских городов.
Выступая на заводе колесных тягачей перед рабочими, дружно кричавшими ему «Уходи!», разъяренный Лукашенко ответил, что новых выборов не будет, пока его не убьют, и что стране необходима конституционная реформа.
«Приходите, садитесь, и работаем над Конституцией. Выносим на референдум, принимаем ее, и я вам свои полномочия по Конституции передам. Но не под давлением», - обещал тогда Александр Григорьевич.
С тех пор, отмечает BBC, авторитарный лидер не упускал возможности напомнить о необходимости поправок в Основной закон страны, мотивируя их то волей народа, то естественным процессом перемен, то чрезмерной нагрузкой на президента.
«Конституцию надо менять, потому что такие полномочия, которые есть сегодня у главы государства, очень тяжелы для человека, - заявил Лукашенко во время выступления перед Всебелорусским народным собранием в конце прошлого года. - К тому же, неизвестно, как бы воспользовался подобными неограниченными полномочиями человек, который, если смоделировать ситуацию, силой захватил бы власть».
Для работы над поправками Лукашенко собрал конституционную комиссию, в основном состоящую из государственных чиновников, и сам же возглавил ее. Заместителем руководителя комиссии стала председатель парламента Наталья Качанова.
К ней также присоединился "Круглый стол демократических сил" (КСДС) во главе с Юрием Воскресенским, который был на стороне оппозиции перед президентскими выборами, попал в СИЗО, вышел на свободу, и теперь, по признанию членов оппозиции, стал «рупором власти».
Именно Воскресенский призывал эмигрировавших оппозиционеров вернуться на родину и принять участие в создании проекта новой Конституции, а потом удивлялся, почему те не спешат этого делать.
Официальный Минск неоднократно делал акцент на том, что речь идет о народной Конституции, в создании которой должны участвовать все граждане Белоруссии, и всячески пытались демонстрировать это. Тем не менее, недавно конституционная комиссия приняла решение не устанавливать урны для голосования в зарубежных странах.
На совещании по поправкам в Конституцию в январе Лукашенко заявил, что в комиссию поступило около семи тысяч предложений со всей страны, и что проект стал результатом многочисленных дискуссий. Действительно, кое-где на заводах прошли акции «Навстречу референдуму», а в первых числах февраля в Национальном аэропорту Минска состоялся агитационный концерт в поддержку будущего голосования.
Согласно опубликованному проекту Конституции, частью государственной структуры станет Всебелорусское народное собрание (ВНС) - высший представительный орган власти в составе 1200 человек. Руководить им будет президиум с председателем или пожизненным сенатором, который не избирается народом. В роли последнего эксперты видят Александра Лукашенко, хотя сам он это отрицает.
Кроме того, в проекте предлагается: председатель ВНС может объявить импичмент действующему президенту, а также защитить себя от преследований за действия, которые он совершил, будучи главой государства.
«ВНС - непонятная с точки зрения конституционного права надстройка, четвертая власть, в которой смешаны все три, - заявил юрист Артем Проскалович. - Конституция, которая и без того не предусматривает никакого разделения властей и системы сдержек и противовесов, еще больше усложняется и размывает границы как компетенций, так и ответственности. На период, когда Лукашенко будет совмещать два поста, получается, что контролируемый орган будет одновременно и контролирующим органом».
«Он наделил себя правом сидеть на нескольких стульях - быть президентом и руководителем Народного собрания - это четкий тренд на то, что главная цель конституционной реформы - удерживать власть недемократичными инструментами, - считает оппозиционер Анатолий Лебедько. - Это перекладывание полномочий из правого кармана в левый - пиджак один и тот же».
В новую версию Конституции вернется ограничение президентских полномочий двумя сроками - то, что выбросили из предыдущего варианта также путем референдума, результаты которого многие в Белоруссии в 2004 году подвергли сомнениям. Таким образом, президент Беларуси может занимать свой пост не более двух сроков. Получается, что в случае победы на следующих президентских выборах, Лукашенко может находиться у власти до 2035 года.
«Референдум - это обман и преступление, в котором нас убеждают принять участие», -написано на сайте платформы «Голос», собирающейся вести независимый подсчет голосов на референдуме.
Перед началом референдума демократические силы во главе со Светланой Тихановской призвали белорусов прийти на участок и испортить бюллетень. С призывом принять участие в голосовании ранее обратилась из тюрьмы одна из лидеров протеста Мария Колесникова.
В зарубежных штабах по-своему готовятся к проведению референдума. Там советуют белорусам, например, «порвать бюллетень, нарисовать чертика или просто съесть». Сфотографировать не получится, так как власти учитывая народные настроения, сняли с кабинок для голосования шторки. Заодно лишили права голосовать и 2,5 млн. белорусских избирателей, которые проживают за рубежом. Есть и другой вариант - вообще не приходить на референдум, чтобы не дать Лукашенко утверждать, что за ним большинство народа и его власть легитимна.
«В сегодняшней Белоруссии все направлено на то, чтобы сделать общество серым, тихим и одинаковым для управления, - утверждает юрист Проскалович. – Но народ еще скажет свое слово».
По мнению российского политолога Андрея Суздальцева, Белоруссия возвращается в эпоху абсолютных монархий, где всё, что связано с местоимениями «я», «моё» и «мне» будет считаться законом.
- На первый взгляд, - заявил эксперт в интервью «НИ», - конституционная реформа, затеянная Лукашенко поражает своей нелепостью. Он выстраивает на бумаге целый конституционный «укрепрайон», призванный, во чтобы бы то ни стало, сохранить себя у власти максимально долго, а в идеале - пожизненно. При этом понятно, что старая схема сохранения режима в рамках предыдущей Конституции 1994 года, не позволяет Лукашенко сохранить власть. Для него сохраняется непреодолимое препятствие – обязательные раз в пять лет проводить выборы. Это катастрофа для первого белорусского президента. Пойти на новые выборы Лукашенко не может, так как с одной стороны он боится нового восстания, а с другой стороны вряд ли еще одну гражданскую войну выдержат белорусские силовики. Свою роль играет и российский фактор, где и так возникли вопросы об эффективности самого Александра Григорьевича, который при огромной, не имеющей аналогов в мировой истории финансово-ресурсной поддержке, довел ситуацию в стране до народного восстания. Так что, со «старой» Конституцией Лукашенко расстанется.
По словам Суздальцева, в принципе, Лукашенко мог бы вообще обойтись без конституционной реформы. При наличии хунты силовиков. Сославшись на внешнюю угрозу, он мог бы установить режим чрезвычайного положения и править, опираясь на «штыки». Но он не пошел на демонстративную диктатуру, а попытался отодвинуть свой неминуемый уход от власти имитацией реформы Конституции.
- Все эти конституционные ухищрения, предпринятые белорусскими властями, говорят о том, что Лукашенко окончательно потерял динамику своего правления. Он политически отступает, «окапывается», «минирует» любые юридические подходы и «траншеи» к устоям своего политического доминирования в стране, а заодно пытается предугадать и выявить угрозы белорусскому авторитаризму, то есть своей несменяемой власти. В итоге Лукашенко превратил новый вариант белорусской Конституции в причудливое и несочетаемое друг с другом нагромождение юридических препятствий, не позволяющих народу, как реальному источнику власти в Республике Беларусь добраться до того, кто эту власть приватизировал, а фактически украл у народа, - заявил «НИ» политолог Андрей Суздальцев