Сразу 15 сотрудников следственного изолятора во главе с врио начальника СИЗО в Ярославле предстанут перед судом за пытки заключенных.
Как сообщает The Insider* со ссылкой на данные правозащитного проекта Gulagu.net, в 2016 году полтора десятка надсмотрщиков били заключенных, раздевали их догола, обливали мочой (в материалах дела — водой), применяли в отношении них наручники и резиновые дубинки. Издание отмечает, что участие в создании для заключенных пыточных условий принимали не только сотрудники-мужчины, но и женщины, работающие в СИЗО.
В чем именно заключалась пыточная роль ярославских тюремщиц, не уточняется, равно как и то, сколько сотрудниц ФСИН оказались на скамье подсудимых.
Количество попавших под суд тюремщиков в Ярославле беспрецедентно: такого огромного числа подсудимых по делам о пытках в местах заключения в новейшей истории судебной системы России еще никогда не было.
Примечательна позиция ФСИН в скандале с пытками заключенных: на время следствия никто не отстранял тюремщиков от работы в уголовно-исполнительной системе (УИС): они продолжали исполнять свои обязанности. продолжали ли при этом подследственные пытать других сидельцев, не уточняется.
Правозащитники обратили особое внимание на своеобразное поощрение пыток в системе ФСИН в Ярославской области. Некоторые из подследственных не только не были отстранены или уволены на фоне скандала, но даже получили назначения на новые руководящие должности, как это случилось с главным подозреваемым Максимом Мельниковым: с поста заместителя начальника СИЗО-1 он был переведен в начальники оперативного отдела ИК-1, откуда также поступали жалобы на пытки заключенных.
Ранее сообщалось, что в 2018 году в этой колонии пытали заключенного Евгения Макарова. Сохранились видеозаписи того, как тюремщики, заковав свою жертву в наручники, били его руками и дубинками по голеням и пяткам и поливали водой из ведра.
Спустя два года после возбуждения уголовного дела, основанного на видеозаписях пыток, Дзержинский суд Ярославля оправдал бывшего врио начальника ИК-1 колонии Дмитрия Николаева и его заместителя Игита Михайлова. Прочих фигурантов дела о пытках приговорили к небольшим срокам заключения.
Как следует из материалов дела о пытках в СИЗО, тюремщики по приказу начальника напали на одного из заключенных, который не совершал никаких нарушений. Ради устрашения они избивали свою жертву резиновыми палками, сбрили ему бороду и обливали его водой, убеждая пострадавшего в том, что на самом деле это не вода, а моча.
О пытках в ярославских колониях рассказывал и бывший мэр Ярославля Евгений Урлашов, получивший длительный срок заключения за взятку.
«Пытки ежедневно происходят во всех лагерях и СИЗО Ярославской области, а также по всей России. Об этом много раз говорили и писали, но Следственный комитет и прокуратура отвечали: „Ничего не выявлено“, „Нет оснований не доверять сотрудникам ФСИН“ и так далее», — цитирует издание письмо экс-градоначальника.
По словам Урлашова, пытки происходили в рыбинском СИЗО-2 «Софийка», в исправительных колониях № 2 и 12 «Шексна». Он указывал, что тюремщики жестко бьют заключенных дубинками, кулаками, ногами, а также «заставляют сидеть на корточках по 4-8 часов вне зависимости от возраста и состояния здоровья».
По словам бывшего мэра Ярославля, о существовании системы издевательств и создании в СИЗО-1 специальной «пресс-хаты по пыткам» ради «выбивания» нужных следствию признательных показаний известно всем чиновникам, вплоть до губернатора. В таких «пресс-хатах» ради «чистосердечных признаний» обвиняемых жестоко избивали и насиловали.
Новый виток расследований дел о пытках в российских тюрьмах появился благодаря правозащитному проекту «Гулагу.нет». За «вынос сора из избы» в адрес основателя проекта и его информаторов начали появляться угрозы убийством. В начале февраля Владимир Осечкин, основатель правозащитного проекта Gulagu.net, сообщил о поступивших в его адрес угрозах убийством. Предположительно, его ликвидацией займётся чеченская диаспора во Франции.
По данным Осечкина, сейчас заказчики его убийства ищут исполнителя преступления. За нападение и физическое устранение правозащитника назначена цена в €100,000. По данным представителей чеченской диаспоры во Франции, заказ на убийство Осечкина был объявлен «Президент-отеле» в Москве.
*Внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов.