История с охранником, который на выставке в Ельцин-Центре пририсовал глаза изображению человека на картине ученицы Малевича, возбудила социальные сети. По доброй русской привычке, соотечественники принялись всячески унижать виновного, «ничего не понимающего в искусстве», оставив за кадром куда более важные обстоятельства этого дела. А они таковы: 63-летний Александр Васильев - ветеран Афганистана и Чечни, вышедший в оставку после контузии. Более того, результатом этой контузии стали у ветерана приступы поистине детской наивности.
Как пишет в своем блоге журналистка Марина Ахмедова, именно в очередном приступе «он и узрел впервые картину ученицы Малевича и принял ее за ученическую. А тут ещё, по его словам, к нему подошла группа детей и попросила пририсовать картине глазки. Он спросил - «Это ваша работа?». Врунишки-дети ответили - «Да». И дали ему шариковую ручку, а он очень бережно пририсовал картине глазки.
Я думаю, что всем нам полезно иногда смотреть на мир из таких всплесков наивности, когда видишь мир как ребёнок - таким, какой он есть. Неискусство видишь неискусством. Безглазых видишь безглазыми. А детскую просьбу видишь как то, что должно быть услышано. Охранник пририсовал безглазым глаза, и мы на миг прозрели - увидели маленького человека, охранника…»
Журналист Дмитрий Гражевич, со своей стороны, добавляет:
«Наша интеллигенция прекрасна. Особенно художественная. Жжет и прижигает. Хочет отомстить, наказать, чтобы другим неповадно было. Меня тоже волнует вопрос, что и кто важнее - работа Анны Лепорской или не совсем образованный в художественном смысле человек, ветеран двух войн, Александр Васильев, которого подростки просто тупо развели и попросили разрисовать овалы на работе Лепорской, сделать их, так сказать, более живыми?
Несмотря на то, что страховая компания оплатит все расходы, связанные с реставрацией, образованный народ и искусствоведы требуют жестко наказать виновника. Другие искусствоведы обвиняют разводную молодежь.
А может стоит обвинить руководство Ельцин-Центра, где принимают на работу охранников, которые должны охранять музейные ценности, не проводят с ними инструктажи и разъяснительную работу, не обучают работе на выставках? Как это так – охранник не знал, что конкретно он охраняет и думал, что это детские рисунки? Кто организует работу в дорогом во всех смыслах Ельцин Центре? В общем, все виноваты в своих окружностях существования. Я думаю, когда же мы будем профессиональнее? (и о себе тоже думаю, не волнуйтесь). Когда мы прекратим "резать" всех на части? Можно, конечно, понять искусствоведов, для которых искусство ценится выше жизни охранника. Но я не понимаю. Мы заточены на наказание. Других вариантов не существует? А когда у нас наказание являлось решением проблем? Открою большой секрет - никогда. Такие проблемы надо решать комплексно и профессионально (см. выше как), без советских замашек, где "зона" единственное нужное место…»
Ахмедова, кстати, полностью согласна с тем, что ответственность за эту историю должен взять на себя прежде всего сам Ельцин-Центр:
«…Ну кто ими интересуется - охранниками? Сидят себе на своём месте как мебель. Все в одной форме, на одно лицо. Кому интересен их внутренний мир? Ах, у него богатый внутренний мир? И, может, перед нами даже герой? Да какое нам дело? Мы-то пришли на картины Малевича смотреть.
Но вот он вдруг попадает в поле нашего зрения. Мы сами видим его во вспышке детской наивности. Этого маленького большого человека, служившего на войне и взявшего на себя смелость пририсовать людям глазки - ради детей.
По-моему, это - очень крутой перформанс, которого Ельцин-Центр, может, и не заслуживает. А потому, хоть закон и един для всех, уже б закрыли это дело, и сам Центр уплатил бы штраф за маленького большого человека. Вот это было бы демократично, прогрессивно и человечно. От людей, имеющих глаза...»