Posted 14 февраля 2022,, 07:54

Published 14 февраля 2022,, 07:54

Modified 7 марта, 12:55

Updated 7 марта, 12:55

Воевать - так чисто! Американская армия взялась за экологию

Воевать - так чисто! Американская армия взялась за экологию

14 февраля 2022, 07:54
Армия США опубликовала стратегию по охране окружающей среды и, в частности, снижению вредных выбросов в атмосферу
Сюжет
Война

Александр Сычев

С учетом того, что американские военные базы находятся более чем в 130 местах по всему миру, и что парниковые газы, вырабатываемые всеми объектами вооруженных сил США, сопоставимы с объемами, за которые ответственны целые страны, событие отнюдь не местечкового масштаба.

Формально появление климатической инициативы Армии США является следствием указа «О преодолении климатического кризиса в стране и за рубежом», изданного в январе 2021 года Белым домом. Этим документом Вашингтон заявил миру, что проблемы экологии не чужды правительству, хотя Соединенные Штаты и не ратифицировали Киотский протокол, заключенный с целью сокращения выбросов парниковых газов. Своим указом вашингтонская администрация призвала федеральные агентства, включая министерство обороны, сделать изменение климата ключевым приоритетом во всех стратегических и плановых документах.

Армия отреагировала первой и не только из желания отличиться. Экология, действительно, меняется и, как сказано в предисловии к стратегии, написанной министром Армии США Кристин Вормут, уже влияет на деятельность сухопутных войск, цепочки поставок, инфраструктуру. Экстремальные погодные условия и стихийные бедствия создают также повышенный риск здоровью военнослужащих и их семей и даже «повышают риск возникновения вооруженных конфликтов».

В 20-страничном документе приведены некоторые примеры того, как изменение климата меняет стратегические ландшафты, к которым приходится приспосабливаться. В частности, в пример приводится Арктика, которая нагревается в среднем в два раза быстрее, чем остальной мир.

Тающие ледовые поля открывают новые торговые пути и доступ к новым природным ресурсам. Соответственно, у вооруженных сил появляются новые направления в отстаивании американских интересов. Тем более, что Россия оперативно отреагировала на изменение климата у себя на Севере и активно развивает в Заполярье свою военную инфраструктуру. Это сильно беспокоит Вашингтон, который до недавних пор не проявлял никакого интереса к ледяным торосам и белым мишкам, ориентируясь на существенно более теплые широты.

Помимо изменения глобального ландшафта потепление, пишут составители военной экологической стратегии, ведет к росту числа экстремальных погодных явлений, подобных тем, которые в последние годы нанесли вооруженным силам США ущерб в сотни миллионов долларов. Так, в 2019 году три человека погибли и несколько тысяч были эвакуированы из сильно пострадавшей штаб-квартиры Стратегического командования США и с базы Оффат из-за наводнения в штатах Небраска и Айова. А во Флориде в 2018 году ураган и вовсе разрушил базу ВВС Тиндалл.

Лесные пожары на западе США в последние годы также заставили американских военных отвлекать персонал и ресурсы от выполнения военных задач, вынуждали эвакуировать базы и отменять учебные мероприятия. Эти пожары, согласно исследованию, проведенному в 2019 году Счетной палатой США, привели к тому, что более 100 американских военных баз столкнулись с дефицитом воды.

Объекты ВМС США также испытывают растущие сложности, вызванные повышением уровня моря и увеличением числа сильных штормов.

В надежде ослабить негативный эффект климат, Армия поставила перед собой несколько целей: сократить выбросы парниковых газов на 50% к 2030 году по сравнению с уровнем 2005 года, достичь нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050 году и, наконец, в упреждающем порядке учитывать последствия изменения климата для безопасности объектов, в разработке стратегии, планировании, приобретениях и снабжении.

Поставленных целей предполагается достичь, в частности, разработав более устойчивые источники энергии и воды, перейти к методам производства электроэнергии без выбросов углекислого газа, повысить энергоэффективность армейских сооружений, электрифицировать не боевой парк транспортных средств, а также улучшить управление земельными ресурсами и планирование.

Армия высказала также намерение инвестировать в новые передовые технологии доставки необходимых материалов и оптимизировать логистические цепочки. По мнению разработчиков, следует добиваться «снижения спроса за счет передовых технологий, оптимизации цепочек устойчивых поставок в чрезвычайных ситуациях и экологически чистых закупок».

Наконец, предлагается модернизировать подготовку кадров в условиях мира, в котором уже произошли климатические перемены. «Такая подготовка требует изменений в том, чему и как армия обучает своих людей, подразделения и штабы», — говорится в документе.

Чтобы держать экологическое мышление в нужном тонусе, стратегия предусматривает раз в два года, начиная с 2024-го, анализировать уроки и передовой опыт в области изменения климата, к 2028 году внедрить «климатически обоснованные» программы обучения, а к 2035 году увеличить число военнослужащих и гражданских лиц, имеющих «высшее образование по вопросам изменения климата» на стратегических должностях в Армии.

Воодушевленные целями стратегии, несколько ведущих подрядчиков уже предложили более чистые автомобильные технологии, использующие водородные и гибридно-электрические двигатели. А в Пентагоне даже мечтают о более экзотических энергетических решениях – передаче солнечной энергии из космоса и ядерных микрореакторах.

Но, похоже, подрядчики немного поторопились. Хотя в климатической стратегии изложен амбициозный план участия военных в снижении выбросов парниковых газов, в нем ни слова не сказано о самом главном – финансировании.

Когда же недоумение прозвучало из уст журналистов, исполняющий обязанности помощника секретаря по армейским объектам, энергетике и окружающей среде Пол Фарнан ответил: «Это – стратегия, в которой изложены шаги... многие в ближайшее десятилетие и некоторые даже за пределами следующего десятилетия. Мы будем действовать творчески. Мы будем искать способы растянуть доллар».

Эта фигура речи может означать только одно – денег пока нет.

"