По разным оценкам, сегодня в Китае пустуют от 65 до 70 миллионов уже построенных квартир, цитирует разные источники блогер abramiy. Как показала история с китайским девелоперов Evergrande, в Китае за последние годы надулся огромный пузырь на рынке недвижимости. Рыночная стоимость только жилой недвижимости оценивается в 62 триллиона долларов, или 62% благосостояния всех китайских домохозяйств. Рыночная стоимость всех китайских акций в пять раз меньше. Спрос рождает ажиотажное предложение, и в результате каждый год Китай строит 15 миллионов новых квартир. Доля рынка недвижимости, по данным Goldman Sachs, составляет 30,1% ВВП.
Очевидно, что недвижимость строится на кредиты. У уже упомянутого Evergrande задолженность составляет 300 миллиардов долларов, а на балансе компании зависла более 1,6 миллиона непроданные квартир. Такие долги тяжелым бременем ложатся на банки, которые кредитуют девелоперов.
По мнению экономистов, в ближайшем будущем у Китая возникнут большие проблемы из-за гигантского общего долга. Официальная цифра общего суммарного долга всех предприятий и граждан Китая составляет 36.4 триллионов долларов. Это составляет 260% от ВВП, который равен 14 триллионам долларов.
Независимые эксперты оценивают эту ситуацию более мрачно. По мнению профессора Виктора Ши, общий долг Китая в 2017 году составлял 45,9 триллионов долларов, или 328% ВВП. Экономист Кристофер Болдинг назвал цифру в 116,6 триллиона долларов, или 833% ВВП.
Если учесть тот факт, что в Китае нет частных банков, а есть только государственные, по всем обязательствам отвечает и будет отвечать государство. Безнадежные долги уже составляют 50% годового ВВП, но если принять за факт цифру профессора Болдинга, что всего лишь чуть больше 4% всех китайских долгов.
При такой задолженности цепная реакция банкротств банков, о которых давно предупреждают аналитики банковского рынка, может начаться в любой момент, пишет блогер.
Очевидно, что если рухнет банковская система второй экономики мира, в нем не останется островков стабильности. Пострадает не только российская экономика, но и мировая.