Несколько часов назад стало известно, что МОК назвал информацию о положительной допинг-пробе Камилы Валиевой "слухами". Глава пресс-службы этой организации Марк Адамс отказался подробно комментировать скандал вокруг российской фигуристки, назвав версию о переносе церемонии награждения из-за допинга слухами. Однако, по его словам, ситуация требует юридических консультаций.
«Вы понимаете, что я не буду комментировать слухи. Да, вчера возникла ситуация, но юридические детали я не буду комментировать. Возможная положительная допинг-проба — это слухи. Я вам напомню, что МОК передал полномочия по допинг-пробам Спортивному арбитражному суду и Международному агентству по тестированию. К ним можете обращаться», — сказал Адамс.
Стало также известно, что 15-летняя фигуристка сегодня, 10 февраля впервые после окончания командных соревнований вышла на тренировку.
Этот инцидент вызвал в российских СМИ и социальных сетях настолько скандальную реакцию, что ведущее спортивное издание страны «Спорт-Экспресс» удалило высказывание депутата Ирины Родниной об уголовном преследовании фигуристки Валиевой.
«Если подтвердили применение допинга, то давайте уже не будем говорить о том, какая она спортсменка. В данной ситуации Валиева – нарушитель всех законов России. У нас есть уголовное наказание за употребление допинга вплоть до лишения свободы, как и в других странах», - сказала Роднина в удаленном комментарии на сайте издания.
Эксперты, впрочем, отметили, что сама Роднина не знает текста статей УК РФ о допинге и об ответственности тренеров, врачей и иных специалистов за «склонение спортсмена» к допингу. Это логично, поскольку профессиональные спортсмены наказываются дисквалификацией негосударственными органами, и они обычно не сами глотают запрещенные препараты. Ответственность спортсменов за употребление допинга есть в административном кодексе, но наказание там легкое - до 50 тысяч рублей штрафа - и речь идёт об «умышленном нарушении», а Валиева явно не сама себе прописала таблетки.
Кстати, еще раньше назад Роднина заявила, что вообще не смотрит соревнования: «Я что, больная, что ли? Зачем мне смотреть этот командный турнир? Я командный турнир смотреть не буду. Лучше поберегу свои силы на личные соревнования».
Социолог Константин Сонин тоже призвал своих читателей судить не Валиеву, если она действительно принимала допинг, а ее тренеров:
"Конечно, я надеюсь, что сообщения о положительной допинг-пробе Камилы Валиевой окажутся недоразумением, никаких потерь не произойдет и мы снова увидим её неземное катание в личных соревнованиях.
Но всё же - если Камилу дисквалифицируют - у нашей страны отберут олимпийское чемпионство в команде - нельзя забывать, что эта спортсменка - 15-летний ребёнок. И именно это должно быть самым главным.
В этом случае она и так будет наказана за нарушение правил самым максимальным образом - и нельзя, чтобы её наказывали за разочарование болельщиков и партнёров по команде, потерянную медаль России и т.п.
Я понимаю, как трудно относится как к ребёнку к профессиональной спортсменке, выступающей на высшем уровне, чемпионке России и Европы, уже автору выдающихся достижений. Но надо - если не хотите, чтобы дети выступали и побеждали во взрослых соревнованиях, надо менять правила. Но 15-летнего ребенка нельзя сделать, произвольно, "взрослым" - и он взрослым не является, как бы он ни выглядел и каких бы высот ни достигал. Это ребёнок и с ним нужно поступать как с ребёнком - помогать, объяснять, поддерживать.
Если действительно был допинг, то у следственных органов есть работа - выяснить, кто из взрослых его дал и кто об этом знал. Но задача всех остальных - тренеров, федерации, политиков - защитить Камилу и сделать так, чтобы её жизнь продолжалась.»
Нужно запретить детям выступать на таких соревнованиях!
Аналитик Андрей Никулин вообще недоумевает: а что делают на взрослых играх дети?
«Не буду говорить про обвинения в допинге - вопрос другой, а что вообще дети и подростки делают на Олимпийских играх?
Как можно ребенка отправлять фактически в профессиональный спорт, на тяжелую работу, которая не по плечу абсолютному большинству взрослых?
Где право на детство? На возможность учиться, играть, выбирать свое будущее?
Как можно тащить несформировавшегося еще человека через тяжелейшие тренировки, которые отвлекают от всего остального, в том числе и от социализации, а потом оставляют его на обочине жизни, в лучшем случае с несколькими медалями, в худшем и без них.
И с перспективой стать максимум тренером или учителем физкультуры в школе, параллельно залечивая полученные травмы.
Это касается не только России и не только фигурного катания, фактически это стало мировой проблемой - ситуация, когда подросток на потеху взрослым бьется из последнего в цирке для миллионов.
Мне кажется вполне логичным установить абсолютный запрет на участие во всех серьезных соревнованиях для людей младше 18-ти лет.
И определить жесткие критерии и объемы максимально допустимых тренировок для детей и подростков исходя не только из физической формы спортсмена, но и понимания необходимости оставить у него время и силы для получения достойного образования и саморазвития.
Смешно и наивно? Возможно, но и вопрос с допингом так же решался не сразу.»
Адвокат Алексей Федяров считает, что проблема допинга куда глубже, чем ее пытаются представить, и что решающую роль здесь играют родители юных спортсменов:
«Про допинг, ибо надоело про «жалко девочку».
Вы когда-нибудь были в раздевалках мощных школ олимпийского резерва?
Просто видели мусорки с пустыми шприцами?
Я видел.
Любой атлет в мире может поставить себе инъекцию. Лет с 12-13 легко. Ибо на всех медсестер не хватит.
В любом тренажерном зале любого крупного города в мире вы легко купите «курс».
Любой мужчина даже в 70 сейчас может разогнать себя до качка, только вали тестостерон по вене и ешь побольше.
Все до одного бодибилдеры «химичат». Вчера был тестостерон 32, это много для мужчины, через две недели 47 и плюс три кг мышечной массы. И по 8 за месяц набирают.
Ага. На грудках.
В циклических видах (бег, лыжи, биатлон) это вообще не обсуждается.
В видах, где используется подростковое тело девочек, там сейчас и фигурное катание, я гроша не поставлю, что в 15 лет девочке не делают правильный паспорт.
Роль родителей таких детей. Вот что важно.»
А вот публицист Марина Шаповалова посмотрела на ситуацию прямо с противоположной, неожиданной стороны:
«Листаю ленту и на пятом повторе одной фамилии уже интересуюсь: кто такая эта Валиева, что я такого важного пропустила?
Ну да, я в курсе, что нынче люди в Пекине соревнуются, кто круче прыгнет. И по традиционным обсуждениям темы допинга вспоминаю: олимпиада же! Кого-то в очередной раз поймали, стало быть, эту Валиеву. Если я правильно поняла, она там хорошо выступила, всем понравилось, и тут - бац! - (вторая смена - зачёркнуто).
У меня вопросы. Серьёзно.
Если даже я знаю, что абсолютно все спортсмены в большом спорте принимают допинг, наверно, это все знают?
Сколько-то лет назад я принимала участие в каком-то телевизионном шоу, где эта проблема обсуждалась. Там все спортсмены (уже бывшие, правда, иначе молчали бы, наверно) подтверждали: да, мол, допинг принимают все. Все спортсмены всех стран. Иначе не то, что соревноваться на мировом уровне невозможно, но даже пройти на такие уровни. Разница - в достижениях фармацевтики. Кому повезло, те получают самые новейшие препараты, только что разработанные и не внесённые ещё в запретительный список. Задача остальных - как-то не попадаться, что с каждым годом всё сложнее и тоже требует фармацевтического воздействия.
А раз так, то второй вопрос к тем, кто увлечён зрелищами соревнований: вам не всё равно, что они там употребляют, если нравится само действо и мастерство исполнения? Вредно им это или не вредно - это же их дело, как они добиваются от своего тела вот такой "повышенной прыгучести". Они выбрали себе такой способ самореализации и заработка. Нагрузки, которым они себя систематически подвергают, точно для здоровья опаснее любых таблеток…»
Или вы наблюдаете "игру на выбивание"? Типа - кого поймают и вышвырнут? Выступил человек лучше всех, получил медаль, и тут - хлоп! - и нет его!.. Убит. Медали пересдаются, до следующей "чёрной метки"...
Драматично, не спорю. Хотя зрелище получается недоброе. Издевательское. Они ведь - живые люди, всё вложившие в борьбу за успех. Невероятные усилия, годы тренировок на износ. Не думаете же вы, что результат достигнут одним допингом, без труда.
Какой-то абсурд. Нечеловеческий во всех смыслах…»