Цифровая дубина: кому выгодна внесудебная блокировка сайтов

10 февраля 2022, 08:00
С декабря прошлого года в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, который позволит блокировать сайты конкурентов без суда. Началось всё с желания заблокировать сайты с БАДами и витаминами. Теперь под дамокловым мечом все интернет-товары и услуги. Кому это выгодно, разбирались «Новые Известия».

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

В июне 2021 года в Государственную Думу два единоросса – Александр Петров и Сергей Неверов – внесли законопроект, который предусматривает внесудебную блокировку сайтов предлагающие БАДы, витамины и другую пищевую продукцию, если у них нет сертификации в РФ, при этом никакие международные сертификаты не учитываются .

Для этого в законы «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов» были предложены соответствующие поправки.

Профильные министерства не были в большом восторге от документов, посчитав их плохо проработанными, и внесли свои замечания. Так, в Минпромторге опасались, что если товары, о которых идет речь, располагаются на сайте маркетплейсов, может «полечь» не только отдельный аккаунт, но и сайт всего маркетплейса. Минцифры отвергло идею разработчиков проекта распространить новые нормы не только на специализированные сайты, но и на аккаунты в социальных сетях.

После доработки законопроект внесли еще раз в декабре.

Технические сложности блокировки

Разработчики клянутся, что теперь можно заблокировать только отдельные страницы. Специалисты и профильные ассоциации утверждают, что заблокировать одну страницу, не трогая весь сайт, практически невозможно.

Как крупные маркетплейсы, так и небольшие интернет-магазины, защищаясь от кибер-мошенников, используют протокол прикладного уровня передачи данных, поддерживающий шифрование. Так продавцы защищаются от кражи личных данных пользователей, от фишинга, подмены платежных форм и других киберпреступлений. Специалисты говорят, что именно из-за этого обсуждаемый законопроект приведет к блокировке всего ресурса с тысячами добросовестных поставщиков. При попытке заблокировать одного продавца контрафактной продукции могут быть забанены еще десять других, добросовестных поставщиков товара. Как рассказали представители маркетплейсов на слушаниях в Общественной палате, эту процедуру можно сравнить с закрытием всей сети магазинов «Пятерочки» из-за одного неправильно маркированного глазированного сырка.

Кто выиграет от нового закона по борьбе с контрафактом

Борьба с контрафактом, о которой заявили авторы законопроекта – это лишь прекрасная вывеска, за которой кроются другие причины и бизнес-интересы.

Выиграют, в первую очередь, те, кто пишет такие законопроекты. Участники рынка говорят, что та служба, которая будет следить за их соблюдением, получит дополнительное финансирование. Выиграют те, кто будет контролировать, потому что они получат больше бюджетов, авторы закона, которые написали еще один бдительный закон, говорит исполнительный директор Оборот.ру Иван Кургузов.

Теперь, когда раскрутился государственный маховик, все подзабыли, что началось этой действо как борьба некоторых российских компаний-производителей с зарубежнми площадками, где продаются БАДы и витамины. В гонке по соотношению цена/качество наши часто проигрывают иностранцам, но вместо того, чтобы работать над качеством своей продукции предпочитают выдавить конкурентов с рынка, лишая россиян самой возможности выбора.

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов не может понять, почему рынку предлагаются незаконные методы решения проблем, когда есть законные - на основании решения суда можно и нужно предпринимать необходимые меры:

- Новый закон как раз и выгоден недобросовестным бизнесменам, которые могут блокировать добросовестных. Понятно, что будут блокировать по кляузе. Это сейчас и происходит. Для того, чтобы поставить эти блокировки по жалобе неизвестно кого на поток, у нас и проводится этот закон.

Председатель Общественное объединение «Нутрициологи России» , врач-диетолог Антон Шехетов вообще не понимает смысла этой войны. В России практически нет собственного производства витаминов ни для человека, ни для животных.

- То, что у нас выпускается, производится из зарубежного сырья – китайского, европейского, американского, - уточняет врач.

Проблема с контрафактом существует во всем мире, и бороться с ним надо, считают участники рынка. Вот только вне Интернета контрафакта значительно больше, чем в Интернете, а внесудебная блокировка ситуацию не изменит.

- Этот закон – неуправляемая огромная дубина, которая , помимо того, что она не разборчива, запускается по условиям, которые доступны в конкурентной борьбе. Например, я нажалуюсь на кого-нибудь, что у него контрафакт. Ему заблокируют сайт, у него бизнес просядет. А я сам ничего, я только хорошее делаю, донес сигнал бдительным органам. Категорически нельзя всего этого делать, - говорит Иван Кургузов.

Кто пострадает от нового закона

Бомбить Воронеж – это исконно российская забава. Так же обстоит дело с новым законопроектом. Целятся в иностранных конкурентов, а попадают куда? Правильно, в свои, российские площадки онлайн-торговли и в своих российских потребителей.

- Если человек подсаживается на интернет-покупки, для него эта география мало что значит. Он научился делать покупки и там, и там. Можно говорить о том, что все люди, которые покупают в Сети, все они потенциальные покупатели на отечественных сайтах и на зарубежных сайтах, - говорит Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.

Дистанционная торговля – один из самых быстро развивающихся сегментов российской экономики. 70 миллионов россиян покупают товары в Интернете.

«Сегмент электронной торговли — главный драйвер всей экономики рунета и цифровой экономики России, в целом. По нашим подсчетам, в 2020 году объем экономики электронной коммерции составил 6 трлн рублей. В 2021 по прогнозу эта сумма будет на 42% больше, а к 2025 году она будет в четыре раза больше. — приводит журнал «Эксперт» слова директора Ассоциации электронных коммуникаций Сергея Плуготаренко на слушаниях в Общественной палате.

Если конкурирующие компании будут забрасывать друг друга жалобами и блокировать сайты, приведет это только к убыткам для добросовестных компаний, росту неудобств для потребителей и росту цен.

То, что начиналось как борьба производителей с иностранными маркетплейсами, стало угрозой для всего сектора электронной торговли. Особенно пострадают российские маркетплейсы. Если государство начнет блокировать отдельные сайты, вероятность того, что «ляжет» весь маркетплейс, значительна.

- Для маркетплейсов это особенно опасно по очень простой причине: у них страниц больше. Начиная с какого-то объема, все не промодерируешь. У маркетплейсов, в плане товаров, ведь можно сказать, что это своего рода соцсеть. У них бесконечное количество аккаунтов, на которых бесконечное количество публикаций. Поэтому по ним ударит, конечно, сильнее. Может случиться так, что на какой-то странице недоглядели – и все, - говорит исполнительный директор Оборот.ру и ответственный за кластер интернет-торговли Российской Ассоциации электронных коммуникаций Иван Кургузов.

По нашей информации, крупнейшие маркетплейсы страны, такие, как „Озон“ и „Wildberries“, обратились в Администрацию президента РФ с письмами, где они выражают озабоченность сложившейся ситуацией на рынке онлайн-торговли. Предусматриваемые новым законопроектом ограничения, по мнению авторов писем, избыточны. Закон принимается в спешке, а проблемы решить можно другими, не такими жесткими методами.

Под угрозой блокировки находятся и иностранные маркетплейсы. Там продаются товары, которые по определению не могут иметь российских сертификатов. Их сертификаты выданы в стране-производителе. Такое положение дел полностью отвечает нормам технического регулирования Евразийского экономического союза. В ЕАЭС работают над новыми законами, которые повысят защиту потребителей, но не лишат их возможности покупать товары трансграничной торговли. Новые законы совершенно не учитывают правоотношения, которые сложились при ввозе товаров, предназначенных для личного пользования, на территорию России по почте из-за границы.

В накладе останутся все – российские компании, иностранные маркетплейсы. Есть ли в этой битве победители? Недобросовестные конкуренты будут по-прежнему процветать, а добросовестные – копить убытки.

- Я думаю, что всё что плохо для покупателя, всё плохо и для продавца. Непонятно, почему у нас речь идёт о внесудебных решениях, когда у нас всё нормально с судебными. Почему нам предлагают решения вне закона как закон, когда есть работающий закон? – не возьмет в толк Александр Иванов.

Покупатели БАДов останутся в накладе

Нет никаких сомнений в том, что расхлебывать весь этот хаос придется покупателям. Первое, что их ожидает – это повышение цен на витамины и БАДы. Врачи говорят, что пополнять нутриенты здоровый человек должен сбалансированным питанием. А вот группы риска без БАДов и витамином обойтись не могут.

- Восполнять при помощи витаминно-минеральных комплексов и биологически активных добавок нужно группе риска, которая не может восполнить эти недостатки большим рационом высокой калорийности. Это офисные работники или люди с заболеваниями, либо те, кто не может полноценно тратить свою энергию в фитнес-центрах, те, у кого нет привычки к физической культуре и потреблению здорового рациона, - говорит врач-диетолог Антон Шехетов.

То, что цены вырастут в случае принятия нового закона, участники рынка не сомневаются.

- Это приведет если не к резкому, но к постепенному росту цен. Этот закон будет пока вводиться, пока то, пока се. А потом маховик раскрутится, и цены как следует поднимутся, - подтверждает Иван Кургузов.

На фоне растущей инфляции на фрукты и овощи, а также – кто не забыл – продолжающейся пандемии звучит такая перспектива пугающе. Особенно это коснется жителей тех регионов, где вся продукция и так завозная.

- Я вам отвечу просто: обычные люди не будут заказывать в зарубежных маркетплейсах. Люди, которые знают, что такое VPN, анонимайзеры и прокси-серверы, спокойно могут обходить эти блокировки и спокойно могут заказывать. Вы же понимаете, что анаболические стероиды запрещены к свободной продаже в РФ? Тем не менее, культуристы их правдами-неправдами пытаются заказать и получить. Ровно то же самое будет с БАДами, просто этот рынок уйдёт в тень. Мне кажется, регулятор должен не запрещать, а регулировать, - считает Антон Шехетов.

Какие еще есть меры по борьбе с вредными товарами

Очевидно, что внесудебная блокировка сайтов, которую предлагают авторы законопроекта, выглядит необоснованной мерой. Проблема товаров, не соответствующих требованиям российских законов, решается и сейчас – в российских судах. По мнению участников рынка, есть достаточное количество инструментов и механизмов, которые позволяют не допустить малокачественные и даже вредные БАДы и витамины на российский рынок. Есть, например, цифровая маркировка, которая позволяет отследить весь путь товара от производителя к потребителю. А борьба с контрафактным товаром в Интернете мало отличается от борьбы с ним в ретейле.

Единственное, чего добьются авторы нового закона, тоже очевидно: вечная блокировка станет оружием недобросовестной конкуренции и методом решения корпоративных споров. Ни граждане, ни участники рынка пользы от него не увидят. Наоборот – самозанятые будут еще больше ограничены в доступе к маркетплейсам, а для малого и среднего бизнеса появятся новые технические барьеры. Исчезнут, например, торты и печенье, которые сейчас продают индивидуалы. За пищевой промышленностью последует любая другая торговля и услуги, ведь запрещать всегда легко. И это не пустые слова: Государственная дума рассматривает еще один законопроект № 50212-8. Он предусматривает уже внесудебную блокировку сайтов, реализующих любые товары и услуги, если они не отвечают требованиям законов в том числе в части безопасности продукции и её маркировки. Все тот же «закон сырка», когда один неправильно маркированный товар может привести к закрытию целой сети. Так что БАДы и витамины могут стать пробным шаром в запрещении всего и вся.

Рынок надеется, что до этого не дойдет.

#БАДы #Аналитика #Онлайн #Блокировка #Торговля
Подпишитесь