Адвокат Анна Ставицкая недоумевает в своем блоге по поводу очередной порции запретов, которые ввели российские тюремщики якобы для того, чтобы пандемия не проникла в исправительные учреждения страны:
«Все адвокаты знают, что как только показатели заболеваемости короной лезут вверх, наш доблестный ФСИН издает очередной приказ о мерах по предотвращению этой заболеваемости в СИЗО. Эти меры видятся ФСИН исключительно как ограничения прав на свидания с родственниками, на передачи, на свидания с адвокатами. Каждое СИЗО придумывает свои наряды для адвокатов, которые, по их мнению, уберегут сидящих в СИЗО от короны. В Лефортово надо быть обязательно в халате и маске, как халат убережет от короны, не знаю, видимо его боится. В 99/1 надо полное облачение-обязательно комбез, маска и чуть ли не защитные очки. В Волоколамском СИЗО год назад надо было быть в халате, маске, шапочке, перчатках и бахилах. А как же на самом деле ФСИН предупреждает распространение короны?! А вот так.
Я сейчас участвую в суде присяжных. На днях привезли подсудимых и у одного из них была температура 38. Температура была уже несколько дней, вызывал врача, тот пришел с валерианой. Несмотря на температуру, ему не дали справку о невозможности участвовать в заседании и повезли в ужасном состоянии в суд, поставив под угрозу других фигурантов, конвоиров, адвокатов и т.д. Надо отдать должное судье, которая вызвала «скорую» и врачи поставили диагноз - подозрение на корону! Зато передачи передавать нельзя, а адвокатам надо ходить в сизо разодетыми как клоуны!»
Официально по словам ведущего аналитика УФСИН по Москве Анны Каретниковой, ситуация теперь выглядит так:
«Невеселые новости для тех, кому это важно, но вынужденные. Со вчерашнего дня в московских СИЗО вновь введен режим особых условий в связи с новым витком пандемии.
Коротко:
- ограничиваются выезды в суды, акцент на видеосвязь;
- ограничиваются краткосрочные свидания с близкими и передачи, кроме медицинских;
- ограничиваются посещения ОНК и иных подобных лиц и органов;
- адвокаты, защитники — через стекло, в следственных — в исключительных случаях, в защите;
- приостанавливается прием граждан руководством СИЗО;
- не совсем понятно, куда будут поступать только лишь взятые под стражу женщины и бывшие сотрудники, но по-прежнему все вновь арестованные поступают в СИЗО-7 и содержатся там 2 недели.
Надеюсь, мы преодолеем и вернемся к обычному режиму работы».
Адвокат Наталья Земскова уверена, что «такими маразматическими мерами подрывается вся политика страны по убеждению населения в эффективности прививки»: «Чем в данном случае тюрьма отличается от театра и музея? Почему, чтобы туда пройти, достаточно QR-кода, а здесь нужен еще костюм Бэтмана или медицинский халат?»
Член ОНК Москвы Ева Меркачева свидетельствует:
«Мы почти два года не ходили по камерам. Вот, наконец, нам разрешили покамерный обход, и, честно говоря, мы просто обалдели. (…) Мы ведь не только в больнице, но и на главных корпусах «Матросской Тишины» находили заключенных с онкологией, которые уже не встают с кровати. Вот заключенный с метастазами лежит в общей камере, а там перелимит. Да-да! Мы обнаружили, что камеры перенаселены. В каждой камере «Матроски» мы видели людей на полу. У них даже раскладушек нет…»
Между тем, как пишет в «Новой газете» журналистка и правозащитница Зоя Светова: «Антиковидные ограничения, касающиеся встреч адвокатов с их подзащитными, уже стали притчей во языцех. Их обсуждают в адвокатских чатах, и защитники относятся к ним по-разному. Кто-то с юмором, а кто-то с возмущением. Надо учитывать, что в московских СИЗО, в зависимости от их подчинения, правила прохода различаются.
Правда, хотя и «Лефортово», и «Кремлевский централ» («Матросская Тишина» 99/1) подчиняются ФСИН России, в «Лефортово» для встречи с подзащитными адвокаты приходят в масках, во врачебных белых халатах, надетых прямо на шубы и пальто (в кабинетах холодно). А в СИЗО 99/1 от защитников требуют покупать специальные костюмы защиты, очки и другие прибамбасы…»
Адвокаты активно комментируют эту дикую ситуацию:
- Вот только вчера утром в СИЗО «Лефортово» задавала этот вопрос его сотрудникам - как халат уберегает от ковида? У кого-то этот халат надет поверх верхней одежды, у кого-то под ней в общем, сплошная бутафория
- Я на шубу прям натягиваю - холодно в кабинетах. А один раз я забыла халат. В окрестных аптеках халатов не было и пришлось купить дождевик.
- Мы нашли способ. В аптеке одноразовая простыня. В центре вырезать дырку для головы. И подпоясаться. И вот он халат!