Бывшие акционеры несколько раз обращались в суд, каждый раз терпели неудачи, и теперь прибегают к угрозам и шантажу – и «Металлоинвест» обещает принять меры.
Иван Петровский
В 2006 году компания «Газметалл» (правопреемник – «Металлоинвест») решила объединить все свои активы в холдинг. Для этого необходимо было выкупить акции миноритарных акционеров – их на тот момент оставалось 0,53% от общего объема капитала. По закону, владелец более 95% акций имеет полное право запустить процедуру выкупа – что и было сделано «Металлоинвестом». Независимая оценка установила стоимость ЛГОК в примерно 4 миллиарда долларов, стоимость одной акции должна была составить 5383 р. (или примерно $211 по курсу на момент сделки). В итоге предложение мажоритариев оказалось гораздо щедрее: они выкупили акции по цене 8015 р. ($314) за одну бумагу — такая цена превышала рыночную стоимость акций почти на 50%.
Сделка состоялась в 2007 году, и все деньги нескольким тысячам миноритарных акционеров были выплачены. А в 2008 году цена на руду, которую производит предприятие, начала расти во всем мире. Вместе с ней выросли и неофициальные оценки капитализации ЛГОК. Небольшое количество экс-миноритариев потребовало пересмотра сделки исходя из новых реалий на рынке. Однако предсказуемо получило отказ.
– При независимой оценке ЛГОКа в 4 млрд долларов выкуп произошел по общей цене почти 6 млрд – рассказывает председатель совета директоров «Металлоинвеста» Иван Стрешинский. – Но они выдвигают свою оценку, согласно которой Лебединский ГОК в 2007 году должен был бы стоить более 17 млрд долларов. Вдумайтесь, это больше, чем тогдашняя капитализация процветавших крупных нефтегазовых холдингов, а ведь ЛГОК - лишь одно из предприятий Металлоинвеста. Напомню, весь Михайловский ГОК был куплен за 1,65 млрд долларов в конце 2004 года. Комбинат просто не мог столько стоить даже близко. Мы бы рассмотрели предложение о продаже по такой цене и сейчас, и это несмотря на кратный рост за эти годы!
Юрист Виталий Семенов отмечает, что «механизм выкупа в соответствии с законодательством был настроен таким образом, чтобы миноритарий получал выплату по наивысшей оценке. В случае со сделкой по ЛГОКу мажоритарный акционер добровольно поднял планку почти вдвое, и сложно себе было представить более выгодный расклад для миноритарных акционеров в тот момент. Повышение стоимости актива спустя какое-то время не имеет никакого значения для фактически состоявшейся сделки. Поэтому последовавшие иски от бывших миноритариев сложно рассматривать всерьез. Судебная практика в подобных случаях – прямо скажу, нечастых, - как в России, так и на Западе почти всегда отклоняет подобные иски.»
Сколько же получили миноритарии? При цене в 8015 р за акцию обладатель пакета, скажем в 300 акций, зарабатывал на сделке 2404500 рублей. На эти деньги можно было приобрести квартиру метражом 50 квадратных метров или пару новеньких Volkswagen Multivan. У кого-то были пакеты акций поменьше, но кто-то продал бумаг на еще большие суммы. Казалось бы, совсем не плохо.
Но некоторым всегда мало… В 2008 году истцы обратились в суд, чтобы «компенсировать упущенную выгоду». Тяжба длилась больше 5 лет, миноритарии неизменно проигрывали во всех инстанциях. Завершилась юридическая эпопея в Высшем Арбитражном Суде РФ, где в 2013 г. была поставлена окончательная точка, и очередной иск бывших акционеров был отклонен.
Но как оказалось, группа недовольных миноритариев обнаружила для себя другой путь и продолжила оказывать давление на «Металлоинвест» уже вне юридического поля. Как отмечает Газета. ру, ее руководителями «выступили проживающие за рубежом бывший сотрудник ЛГОКа Андрей Иванов, житель города Губкин Андрей Буркин, а также опальный экс-юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов, который в 2004 году был объявлен в международный розыск и числился в базе Интерпола как разыскиваемый в России по обвинению в хищении и легализации незаконно приобретенных средств с баланса ГК ЮКОС и в последующем их отмывании".
По словам Ивана Стрешинского, «на протяжении нескольких последних лет мы регулярно получаем письма с требованиями денег, угрозами о подаче доносов в различные государственные органы, наблюдаем клеветнические публикации на второсортных информационных площадках в интернете. Эта активность усилилась год назад, когда Металлоинвест допустил проведение в будущем IPO. Отдельно отмечу, что речь идет о злонамеренных действиях лишь нескольких человек, притом, что акции выкупались у 11 тысяч бывших миноритариев.. <…> Я сейчас не буду раскрывать наши юридические планы, но заверяю вас, что последствия будут. Обман, манипуляции и шантаж мы не приемлем».
Сегодня Лебединский ГОК и «Металлоинвест» опубликовали официальное заявление» что они «предпримут все предусмотренные законом меры для преследования преступников и для защиты законных прав и интересов Лебединского ГОКа, Металлоинвеста, их сотрудников, партнеров и руководства». Чем это закончится для группы несогласных миноритариев, сказать сложно, но очевидно, что жадность еще никого не довела до добра.