Производителя лекарственных препаратов компанию Pfizer обвиняют в том, что она спекулирует на пандемии и держит в тайне формулы своих препаратов, в то время как производство дженериков на их основе спасло бы множество людей в бедных странах. Об этом пишет The Guardian.
Антиковидная вакцина Comirnaty, которую фармацевтическая фирма, базирующаяся в Нью-Йорке, разработала совместно с немецкой компанией BioNTech, в прошлом году была произведена в количестве более 3 миллиардов доз. Это принесло годовую выручку в 36,8 млрд долларов, при этом чистая прибыль Pfizer от вакцины составила почти 22 миллиарда долларов. В 2022 году компания ожидает 32 миллиардов долларов от продаж вакцин и еще 22 миллиарда – от продаж Paxlovid, перорального препарата для лечения ковида. В клинических испытаниях Paxlovid продемонстрировал способность с эффективностью 90% предотвращать тяжелое протекание ковида среди самых уязвимых групп в случае, если лекарство будет принято вскоре после инфицирования. Препарат уже получил одобрение в США, Великобритании и еще 40 странах мира.
Вакцина Pfizer была первой прошедшей клинические испытания антиковидной вакциной, одобренной в большинстве стран мира. Как и другие популярные вакцины, британской компании AstraZeneca и американской Moderna, она спасла множество жизней. Тем не менее фармкомпании обвиняют в том, что они не делятся формулами своих вакцин, что позволило бы другим производителям выпускать их дешевые версии.
Как заявили представители группы Global Justice Now, которая выступает за глобальную справедливость и равный доступ к вакцинам для жителей всех стран, годовой доход Pfizer превышает ВВП большинства стран, и достигается это за счет того, что компания «ворует у общественного здравоохранения». Что касается первого пункта обвинения – общая выручка американского производителя лекарств в 2021 году составила 81,3 млрд долларов, а в 2022-м ожидается сумма до 102 млрд долларов. Упоминая про «воровство», активисты подразумевают суммы, полученные разработчиками от банков и правительств. Дело в том, что работа компании BioNTech над вакциной финансировалась Европейским инвестиционным банком, который предоставил кредит на сумму 100 млн евро, и правительством Германии, предоставившим в свою очередь грант на сумму 375 млн евро. «Разработка мРНК-вакцин должна была произвести революцию в глобальной борьбе с ковидом, но мы позволили Pfizer скрыть эту важнейшую медицинскую инновацию от большей части мира», – говорят представители Global Justice Now.
Pfizer продолжает держать свои разработки в секрете – в то время, как, например, Moderna отказалась от патентной защиты своей антиковидной вакцины, и в Южной Африке уже разработали дженерик на ее основе. Global Justice Now политику Pfizer называют спекуляцией на пандемии и скрытым убийством: «Pfizer сейчас богаче большинства стран, они заработали более чем достаточно денег на этом кризисе. Пришло время приостановить интеллектуальную собственность и отказаться от монополии на вакцины».
Представители Pfizer в ответ на эти претензии заявили, что компания поддерживает принципы справедливого доступа к вакцинам: страны с высоким и средним уровнем дохода платят за них больше, чем бедные страны, которым вакцину продают по некоммерческой цене. Кроме того, крупные суммы тратятся компанией на текущие масштабные клинические исследования, увеличение производства, совершенствование процессов: «Вакцины против Covid – это сложные биологические продукты, и их производство требует специального опыта, знаний и оборудования. Это не то же самое, что просто «поделиться рецептом». Производство вакцины Pfizer и BioNTech включает использование более 280 материалов».
В прошлом году активисты Global Justice Now провели кампанию против AstraZeneca: полтора десятка человек били в барабаны и стояли с плакатами у офиса компании в Оксфорде. В тот раз члены группы также протестовали против отказа производителя делиться патентом на свою вакцину, выступая за равный доступ к вакцинам для всех людей.