Известно, что гены современных жителей Европы сформировались в результате миграций, которые происходили в течение последних 10 000 лет. Свои гены европейцы позаимствовали у местных охотников-собирателей и пришедших из других земель «мигрантов»: земледельцев с территории нынешней турецкой Анатолии и скотоводов степей и юга лесостепей Восточной Европы (последние жили на землях, которые сейчас принадлежат Болгарии, Румынии, Молдове, Украине, России и Казахстану). Все эти племена в течение тысяч лет развивались по-разному, но, когда они встретились в одном месте, их ДНК перемешались и произвели на свет нынешних жителей Европы.
В исследовании, о котором сообщает The Daily Mail, генетики использовали данные Эстонского биобанка, в котором хранится информация о геноме, внешности и здоровье более чем 50 000 людей. Любопытно, что у эстонцев, как и у финнов – оба народа являются носителями уральских языков – часть ДНК принадлежит популяции древних людей Сибири. Ученые выяснили, сочетается ли определенная особенность организма, например высокий уровень холестерина, с унаследованием большего количества вариантов от того или иного предка в тех областях ДНК, которые влияют на уровень холестерина.
В результате оказалось, что от европейских охотников-собирателей нынешним жителям Старого света достались каштановые или темные волосы, голубые глаза, высокая частота сердечных сокращений, низкий уровень холестерина и высокий индекс массы тела (ИМТ).
От анатолийских фермеров эпохи неолита – светлые волосы, голубые глаза, низкая частота сердечных сокращений и низкий ИМТ.
От степных скотоводов – высокий рост, крепкое телосложение с широкими бедрами и талией и высокий уровень холестерина.
От сибирского населения – черные волосы, зеленые глаза, высокая частота сердечных сокращений.
Исследователи также выяснили, как разные племена влияли на такие особенности, как потребление кофеина, возраст первой менструации и режим сна. Так, например, более высокое потребление кофеина – генетический след европейских охотников-собирателей, а возраст первой менструации моложе у сибирских предков и старше у анатолийских земледельцев.