Нешуточные страсти разгорелись в социальных сетях по поводу судьбы белорусского оппозиционера Романа Протасевича. Эта важнейшая этическая проблема имеет самое непосредственное отношение ко всему, что происходит и в Белоруссии, и в России. Напомним, что в мае 2021 года самолет Ryanair совершил экстренную посадку в аэропорту Минска из-за ложного сообщения о бомбе. После посадки экс-главного редактор оппозиционного канала Nexta Протасевича и его девушку Софью Сапегу, которые летели этим рейсом, задержали по обвинению в экстремизме.
И вот белорусский диктатор Лукашенко заявил 6 февраля буквально следующее: «Протасевич в Донбассе не убивал. Но, понимаете, приехал, пулемет на плечо, сфотографировался, в сеть выложил - пацанье. Это пацаненок, которому 18 лет, у нас немало таких было, поехал в лагерь, в Украину тренироваться. Тренироваться. А потом, чтобы его на крови замешать, отправили на Донбасс. Хорошо, что он не стрелял там. Я же пригласил сюда правоохранителей из Донецка, они приезжали его допрашивали. Но мы точно знаем - его бог миловал, он не убивал в Донбассе. Если бы это было, ситуация бы была иной».
Эти слова Лукашенко не были случайными. Дело в том, ряд государств-членов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) выразили озабоченность тем, что предоставленная Белоруссией информация относительно инцидента с посадкой в Минске борта с Протасевичем в 2021 году имеет пробелы и несоответствия. В январе этого года ИКАО выпустила доклад о расследовании обстоятельств вынужденной посадки самолета Ryanair в Беларуси. В докладе говорится, что ложь белорусских властей о бомбе в самолете была преднамеренной. То есть, по сути, международные эксперты признали, что самолет был посажен белорусскими властями специально для того, чтобы арестовать Протасевича.
В свою очередь, Роман Протасевич заявил, что подаст в суд на авиакомпанию Ryanair. Об этом он заявил в видеообращении: «Я планирую подать иск к компании Ryanair. Я также призываю подать подобный иск всех пассажиров, которые находились на борту этого рейса».
По его словам, над иском уже работает команда юристов. Протасевич отметил, что надеется на изучение документа в ICAO (Международная организация гражданской авиации), так как в нем будут предоставлены «задокументированные доказательства».
Как отмечают оппозиционные каналы: «Сам Протасевич давно превратился в говорящую куклу режима Лукашенко — и, как водится в таких случаях, полностью отрицает шантаж со стороны белорусских силовиков и глубоко раскаивается в организации протестов. Ныне он работает в государственном белорусском центре «Системная правозащита», а по своему уголовному делу он заключил досудебное соглашение со следствием.» Отмечалось, что Протасевич открыл уже телеграмм-канал SPRAVA, в котором призывал всех арестованных оппозиционеров подавать прошения о помиловании и сотрудничать с властью. «Время для вражды проходит, — писал Протасевич. — Представители власти понимают это и готовы идти на диалог. Условие одно и максимально простое — признать свои ошибки и вину».
Эта метаморфоза, превращение оппозиционера в лояльного режиму Лукашенко человека, вызвала бурную реакцию в сети. Знаменитый советский и российский диссидент Александр Подрабинек пишет в своем блоге: «Когда в мае прошлого года белорусские власти захватили летевшего рейсом Ryanair оппозиционера Романа Протасевича и он начал давать показания, я высказал предположение, что он так говорит не под действием нейролептиков и не потому что его пытают. Основываясь на личном опыте и знании подобных ситуаций, я написал, что скорее всего, обливая грязью своих бывших товарищей, он просто спасается от тюрьмы. Не утверждал даже, а только предположил.
Боже мой, что тут началось! В чем меня только не обвиняли! В абсолютном непонимании ситуации, в жестокости, в отсутствии сострадания к бедному мальчику и еще во многих моих личных грехах.
Потом мои оппоненты стали потише, но продолжали говорить о невыносимости пыток, которым продолжает подвергаться Протасевич.
И вот, в ответ на это позавчера Роман Протасевич заявил, что намерен судиться с авиакомпанией. Он утверждает, что к отправке сообщений о минировании на борту причастны деятели оппозиции, которых он перечисляет поименно. Он и раньше называл многие имена, выступая по государственным телеканалам. Протасевич утверждает, что, когда протесты начали угасать, в штабе Светланы Тихановской задумались об отправке кого-нибудь в Беларусь, чтобы оживить интерес к протестной повестке.
С Протасевичем все понятно. «Бедный мальчик» вдохновенно работает на лукашенковскую пропаганду. А что скажут мои оппоненты, прежде обвинявшие меня во всех смертных грехах? Не хотят ли они признать, что ошиблись? Или будут по-прежнему утверждать, что Протасевич хороший мальчик, но вынужден подпевать последнему диктатору Европы, поскольку находится под угрозой физического давления? Он же не герой, как многие сотни белорусских политзаключенных или как не испугавшаяся никаких угроз Мария Колесникова!
Идея о том, что под угрозой позволительно делать все что угодно, очень плодотворна. Достаточно сказать себе и окружающим: "Я же не герой" и совершать любые подлости…»
Однако, пафос Подрабинека не вызвал всеобщей поддержки. И впрямь, где проходит та грань, когда человек перестает бояться за свою жизнь и становится несгибаемым?
Минчанка Елена Гаевская отвечает диссиденту: «Я живу в Минске, я сидела на сутках, я видела столько подлости по отношению к простодушным людям, что не хватит никаких слов передать это горе, но главная наша задача – остаться в таком аду человеком. Презумпция невиновности хранит меня от кликушества, пугливости и малодушия, которыми насквозь прогнили наши суды, прокуратура, милиция и госбезопасность.
Что изменилось с тех пор, как посадили самолёт с Протасевичем? Он как попал в эти клещи, так и остался там. Но сначала клещи сделали его узником, а лишь потом предателем своих идеалов. Зачем же было спешить начинать его презирать? Всё, что мы могли – это сострадать ему, пока есть силы, зачем же было лишать себя этих сил и надежд на чудо? Только этой надеждой выживает человек, только оставив надежду человек становится бесом. А проницательность хороша тогда, когда действительно приносит добрый результат спасения, а не дополнительные упрёки "ну я же говорил". Герой не тот, кто говорил про опасность концлагерей для неугодных, герой тот, кто освободил заключённых концлагеря, потому что у предсказателя ничего не вышло…»
А блогер Эдуард Хоф вспоминает евангельскую проповедь: «Не суди, да не судимы будете.... Жизнь у человека одна, и подвиги типа Жанны Д’Арк это исключение нежели правило. Именно поэтому в мире зло всегда будет побеждать добро....
Я не в восхищении от последних поступков "бедного мальчика", но к счастью я не на его месте. Более того, я это никому не желаю и ОЧЕНЬ большой вопрос как себя на его месте повели б всякого рода моральные апостолы, берущие на себя смелость кого-то судить...
Сколько в последнее время российских оппозиционеров по причине угрозы жизни сбежали на Запад? Шендеровичи и прочие.... Кстати, Шендерович далеко не мальчик, и думаю спрос с него поболее чем с 26-летнего мальчишки.»