Сергей Крон
Тест-драйв уникальной машины устроили журналисты Первого канала, которые решили на себе примерить роль первопроходцев. Но сначала о своем изобретении, стоя у двигателя, рассказал один из механиков Дмитрий Бойков:
- То, что раньше было подвластно пружине, теперь делает магнит. И это только начало внедрения в двигатель внутреннего сгорания. В него можно поместить катушки и здесь возникнет электродвижущая сила – ЭДС. Можно будет убрать генератор, так как без всяких усилий мы начнем получать электроэнергию.
В «модернизированной» Lada Priora газораспределительный механизм не содержит клапанных пружин, вся схема работы построена на редкоземельных материалах – так называемых «постоянных магнитах». Такая модернизация клапанной системы позволила увеличить КПД, снизить расход топлива и даже увеличить число лошадиных сил под капотом.
Двигатели внутреннего сгорания – это сложные машины, в которых топливо, подгоняемое множеством механизмов, преобразуется сначала в тепло, а потом в энергию. Без этого машина не сдвинется с места. Иногда для того, чтобы мотор просто завелся и прогрелся, расход бензина исчисляется несколькими литрами в час. А это почти 100 рублей, выброшенных через выхлопную трубу. Механики сделали так, чтобы эти три литра обычно Lada Priora тратила на 100 километров. Весь фокус в том, что пружину, которая в двигателе, возвращает поршень в исходное положение, тарбеевские умельцы заменили на магнит. И жить стало легче.
- Выхлоп чистый, - рассказал Александр Янин. – Бензин полностью сгорает. В обычном двигателе около 30 процентов вылетает наружу, из-за этого ставят катализаторы, чтобы дожиг был. Получается, мы платим за бензин, который должен еще сгореть.
- На сегодняшний день наша машина прошла 1427 км. Нам на заводе сказали, что если хотя бы полчаса проработает - это уже победа. То есть, в принципе, ее можно будет дорабатывать. Вначале мы подумали: а что, если в двигатель установить катушки? За счет магнитов будет возникать электродвижущая сила, что позволит отказаться от генератора, - сказал Дмитрий Байков.
Журналист Людмила Кусерова села за руль Lada Priora. Создатели нового двигателя пообещали ей, что даже при переключении с низких оборотов на пятую передачу не будет никаких рывков. Где-то там под капотом уверенно работали магниты. Тест-драйв прошел на «отлично»
Инженер-механик Юрий Кропачев, по его словам, хорошо знаком с мордовским изобретением. Он, в частности, уточнил «НИ», что его авторы исключили из газораспределительнго механизма (ГРМ) клапанные пружины, возложив функцию возвращения клапана в седло на магнитный кулачок распредвала.
- Между прочим, классическую клапанную пружину пытались и до этого заменить, и в ряде случаев успешно. Предлагалось много самых разных механизмов – тут и вставленные одна в другую несколько пружин, и знаменитый десмодромный привод Ducati, и пневматические толкатели Формулы-1. Случались и эксперименты с магнитами. Однако с обнаруженным ростом температуры магнитные свойства ослабевали, да и на высоких оборотах магнитные кулачки не слишком хорошо возвращали клапаны. Кроме того, такой механизм сложно разбирать и собирать - продукты износа магнитятся к рабочей поверхности.
Двигатель, собранный в Торбееве, действительно может иметь сниженное трение в ГРМ, но у специалистов возникли сомнения в том, что проверку длительными пробегами, высокими оборотами и температурами он едва ли пройдёт. А уж идея снимать ЭДС посредством установки катушек над магнитами, чтобы отказаться от классического генератора, выглядит и вовсе утопической. Вполне вероятно, что кулачки просто перестанут должным образом магнититься и выполнять свою прямую функцию, считает Кропачев.
Как выяснилось из соцсетей, свое изобретение автоумельцы из Мордовии все же запатентовали. Однако его дальнейшая судьба неизвестна.
- Специалисты, на мой взгляд, должны очень скептически относится к подобным «изобретениям», которые ежегодно появляются и в России, и в других странах, - заявил «НИ» автоэксперт Станислав Павлов. - Мировые автогиганты тратят на подобные разработки сотни миллионов долларов, но им почему-то не приходило в голову использовать магниты. А трем мужикам из мордовской глубинки в гараже, видите ли, удалось всех удивить своим открытием. И потом – то, что этот двигатель работает в одном экземпляре, может не работать серийно. Требуется проверка ученых, может быть, даже целых научно-исследовательских институтов. Нужны лабораторные исследования, испытания, - считает автоэксперт.
Главный редактор «Радио Автодор» Антон Чуйкин так прокомментировал сообщение об инновации трех автомехаников из поселка Торбеево:
- Речь идет про некое усовершенствование двигателя. Но я не услышал подробностей ни про идею, ни про эффект. То ли это замена распредвала, то ли иное усовершенствование привода клапанов. Больше вопросов, чем ответов. Честно говоря, некий скептицизм по этому поводу испытываю.
Эксперт считает, что современный автомобиль требует серьезного подхода, над его усовершенствованием работают большие компании. В частности, привод клапанов - пружины, толкатели, всю эту достаточно сложную механику уже не первый год пытаются чем-то заменить. Например, есть интересные наработки по электроприводу клапанов у БМВ, в том числе - серийные.
- Здорово, что в Мордовии простые механики делают такие изобретения. Честь им и хвала! Но для того, чтобы оценить эффект, конечно, этих 1400 км - это крайне мало. Да и озвученная экономия топлива нуждается в поверке серьезными испытаниями. Впрочем, как техническая идея – это может быть интересно, - заявил «НИ» Антон Чуйкин.