Александр Сычев
Тайвань нашел адекватный, как ему кажется, ответ на военное превосходство соседнего Китая, считающего остров, на котором в 1949 году генералиссимус Чан Кайши вместе со своим правительством и почти 2 млн китайцев нашел убежище от войск Мао Цзэдуна, своим. Тайвань решил дополнить свою оборону от превосходящих сил материкового Китая армадами дронов-самоубийц.
На прошедшей в Тайбэе, столице островного государства, выставке аэрокосмических и оборонных технологий тайваньские военные продемонстрировали два беспилотных летательных аппарата (БПЛА). Один сильно напоминает дрон, популярный в американских войсках. При создании другого тайваньские конструкторы явно черпали вдохновение в израильском антирадарном беспилотнике Harpy.
Первый дрон назвали Fire Cardinal (перевод звучит очень странно – «Огненный кардинал») представляет собой ударный штурмовой БПЛА класса «воздух-земля». Он оснащен двумя винтами и имеет длину около 1,2 метра. Размах крыльев составляет 1,6 метра, а весит дрон около семи килограммов. Он оснащен оптическим и инфракрасным датчиками и выбирает цель с помощью «интеллектуальной системы обнаружения объектов».
Дальность полета этого БПЛА тайваньские СМИ не уточняют, но, исходя из его схожести с американским дроном Puma, скорее всего, она достигает 16 километров при скорости около 80 километров в час. Подняться он может до высоты 16 километров.
При всем его «интеллекте» тайваньским дроном все же управляет оператор. Рой таких БПЛА, вооруженных взрывчаткой, сравнимой по мощности с гранатой, может серьезно осложнить жизнь врага. Исламские боевики на Ближнем Востоке в последнее время все чаще используют подобные беспилотники, сделанные на заказ.
Другой тайваньский беспилотник-смертник Chien Hsiang («Поднимающийся меч») так же, как и его израильский близнец, заточен для борьбы с системами ПВО. Его длина – 2,4 метра. Он способен доставить к цели 154 килограмма взрывчатки. Дрон развивает скорость 184 километра в час и летает на расстояние до 500 километров.
«Тайваньский БПЛА может обнаруживать и атаковать излучатели радаров на вражеских судах или источники электромагнитных волн в их системах вооружения, - отмечает интернет-издание UAS Vision. – А дальности их действия вполне достаточно, чтобы иметь возможность нанести удар по всему юго-восточному побережью Китая».
Тайвань рассчитывает на беспилотники, как очень дешевое и массовое оружие, в борьбе с растущим превосходством Китая в кораблях, самолетах и войсках. Ведь вооруженные силы Тайваня располагают всего лишь примерно 300 истребителями, несколькими десятками крупных военных кораблей, а в сухопутных войсках насчитывается всего 100 тыс. человек. Для сравнения, в Народно-освободительной армии КНР – более двух миллионов человек, около 700 кораблей различных типов, примерно 70 подлодок, около трех тысяч самолетов и вертолетов. К тому же есть атомное оружие. В общем, как писал Карел Чапек в своем романе о бравом солдате Швейке, «ужас не родившегося», и всего-то в 180 километрах на запад от Тайваня.
Одними дронами такую махину, конечно, не остановить, поэтому островное государство спешно разрабатывает широкий спектр передовых вооружений, чтобы усилить свою оборону. С 2019 года Тайвань поставил на поток производство сверхзвуковой крылатой ракеты Yun Feng («Облачный пик»). По данным Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, она может летать на расстояние до 2 тыс. километров. Такой радиус действия позволяет Тайваню держать на прицеле многие китайские авиабазы, порты и другие военные объекты, которые Китай может задействовать в случае вторжения на Тайвань.
Островное государство также разрабатывает новую крылатую ракету воздушного базирования. По некоторым сообщениям, островитяне пытаются переделать для нее старые американские реактивные двигатели J85.
И все же, при наличии такого противника под боком, как КНР, пожалуй, единственной надеждой Гоминьдана сохранить свою независимость были и остаются Соединенные Штаты Америки. Не то, чтобы Вашингтон можно было считать абсолютной гарантией, но в текущих обстоятельствах его поддержка позволяет Тайбэю чувствовать себя относительно спокойно.