Об этой знаменательной дате в истории космонавтики рассказывает в своем блоге известный тележурналист Станислав Кучер:
«С самого детства, лет с четырех, знаю: первым человеком, который вышел в открытый космос, стал советский космонавт Алексей Леонов, и случилось это 18 марта, в день Парижской коммуны. А вот о другой потрясающей дате в истории космонавтики - 7 февраля - я узнал лет на 30 позже, но что особенно приятно - из уст самого Леонова, когда он был гостем моей программы на канале "Совершенно секретно". - Понимаешь, - сказал Алексей Архипович. - Вот ты меня спрашивал про моих коллег-американцев и про то, что мы, советские космонавты чувствовали, когда с ними конкурировали... А ты про Брюса Маккэндлесса знаешь? Нет? А он, пожалуй, единственный, на чьем месте я был бы не прочь оказаться. Потому что я выходил в космос со страховочным фалом, а он - без. Понимаешь? Один на один с космосом, в свободном полете! Так что и я был первый, и он был первый. Каждый по-своему. Вот такая конкуренция.
Так благодаря космонавту, совершившему первый выход в открытый космос, я узнал об астронавте, который спустя почти 20 лет после Леонова вышел в тот же открытый космос, но уже вообще без какой бы то ни было физической связи с космическим кораблем.
7 февраля 1984-го года во время полета шаттла Challenger STS 42B американский астронавт, капитан первого ранга Брюс Маккэндлесс не просто вышел, а "плавал" в космосе в радиусе сотни метров от корабля аж 6 часов 17 минут, испытывая так называемую УПМК (установку для перемещения и маневрирования). 9 февраля он совершил еще один выход, на сей раз пробыв в космосе 5 часов 55 минут.
"Мне не нравятся все эти штампы вроде "соскользнул с угрюмых уз Земли", - рассказывал потом Брюс. - Но, когда я оказался за пределами корабля, эта строчка пришлась очень кстати. Это было чудесное ощущение: смесь личного восторга и профессиональной гордости... Меня слишком долго тренировали, так что ничего некомфортного я не ощущал. В какой-то момент стало так холодно, что застучали зубы, по телу побежала дрожь, но это была ерунда...
Я хотел сказать в эфир что-то похожее на то, что сказал Нил (Нил Армстронг, ступив на поверхность Луны, произнес легендарное "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для человечества" - Ст. К.), поэтому сказал: "Возможно, это был маленький шажок для Нила, но чертовски приличный скачок для меня!" Это немного ослабило напряжение...
Я летел со скоростью 18 тысяч миль в час, но не замечал этого, поскольку шаттл летел с такой же скоростью. Только когда смотрел на Землю, понимал, что мы довольно быстро движемся. В какой-то момент мы пролетали полуостров Флориду - было обнадеживающе увидеть что-то, что я сразу узнал".
После исторического полета на "Чэлленджере" Маккэндлесс слетал в космос еще раз - уже на "Дискавери", на сей раз задачей было вывести на орбиту телескоп "Хаббл", с которой астронавты успешно справились несмотря на пару нештатных ситуаций.
Сейчас с нами нет ни Алексея Леонова (ушел в 2019-м), ни Брюса Маккэндлесса (в 2017-м). О подвиге Леонова уже снят фильм ("Время первых"), о полете Брюса кино нет и вроде не планируется. А жаль - по-моему, его бы классно сыграл Том Хэнкс. А еще лучше - снять кино, в основе сюжета которого была бы неформальная встреча и разговоры советских и американских астронавтов. Такие были, и, если верить Алексею Архиповичу, на них они не раз вместе констатировали: когда смотришь на Землю из космоса, быстро забываешь о любых границах и о любой конкуренции…»