Страсти вокруг Тайваня: островные власти могут применить ядерное оружие

6 февраля 2022, 19:38
Тайвань резко осудил сделанное в прошедшую пятницу Совместное заявление России и КНР в поддержку принципа «одного Китая» и против независимости острова «в какой бы то ни было форме». В Тайбэе считают, что под угрозу поставлены не только мир в регионе, но и хорошо налаженные в последние десятилетия отношения с Москвой.

Геннадий Чародеев

Напомним, что Совместное заявление о международных отношениях Россия и Китай приняли в ходе переговоров президента РФ Владимира Путин и председателя КНР Си Цзиньпина в Пекине.

МИД Тайваня негодует. Он выразил свой решительный протест, а также резко осудил «ложные формулировки», ущемляющие суверенитет Китайской Республики – Тайваня, сообщила газета Taiwan News.

Принцип «одного Китая», согласно заявлению Тайваня, является выдумкой Пекина, а китайское правительство не должно вынуждать другие страны делать «ложные комментарии».

Хотя всем известно, что принцип «одного Китая» давно уже стал основой установления дипломатических отношений Пекина со всеми странами, в том числе и с Россией. Так повелось, что ни одно государство не может установить дипотношения с КНР, пока не разорвет связи с Тайбэем.

Официальные отношения России c Тайванем не поддерживаются. Однако не секрет, что с начала 1990-х на Тайване вместо посольства РФ действует представительство неправительственной Московско-Тайбэйской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству. Благодаря ей, российский бизнес активно действует на острове. Достаточно сказать, что всякого рода микрочипы и сложную электронику, которую мы не можем из-за санкций получить на Западе, Россия закупает на Тайване. Китайцы, конечно, знали об этом, но почему-то никогда не препятствовали такому сотрудничеству.

Те, кто был на Тайване, рассказывают о том, как много на острове русских – от депутатов Госдумы и чиновников до искусствоведов, переводчиков и журналистов. Они ходят на государственные приемы и заполняют местные торговые центры. Дошло до того, что таксисты в Тайбэе говорят по-русски. Очень много российских туристов в последние годы посещают тайваньские морские курорты.

Чан Кайши выступал за единый Китай

Официальные отношения между центральным правительством КНР и его островной провинцией прервались в 1949 году, после того как потерпевшие поражение в гражданской войне с компартией Китая силы Гоминьдана во главе с Чан Кайши перебрались на Тайвань.

Преследовавшие гоминьдановцев войска коммунистов намеревались с ходу высадиться на Тайване и завершить окончательное объединение Поднебесной. Преградой стал Тайваньский пролив, а точнее — стоявшие в нем американские военные корабли.

Строгая общественная дисциплина, аграрная реформа в соответствии с конфуцианским принципом «сяокан», создание смешанной государственно-частной экономики, а также всесторонняя помощь США своему «непотопляемому авианосцу» уже в 1960 годы превратили Тайвань в одного из «азиатских тигров». Но даже тогда Тайбэй не ставил вопрос об отделении. Ведь Чан Кайши и его партия «Гоминьдан» по-прежнему исходили из принципа «один Китай», рассчитывая вернуться к власти во всей Поднебесной.

Кроме того, именно Китайская Республика под управлением тайбэйских властей, а вовсе не Китайская Народная Республика со столицей в Пекине являлась членом ООН.

Тяга к независимому от континентального Китая существованию стала формироваться именно из-за изгнания Тайбэя из ООН в 1971 году после предательства Вашингтоном старого союзника. Стремясь углубить раскол в китайско-советских отношениях и перетащить КНР на свою сторону, американцы установили дипломатические отношения с КНР и разорвали их с Тайванем. Сделано это было без предупреждения и в типичной хамоватой форме. Тайваньского посла подняли среди ночи и вызвали в Госдеп. Там престарелому дипломату зачитали ноту о разрыве отношений.

Стремление «расширить Тайваньский пролив» и как можно сильнее отдалиться от континентального Китая усилилось в годы «культурной революции» (1966–1976). К тому времени подросли новые поколения, даже потомки бежавших эмигрантов освоили поначалу непонятный местный диалект «миньнань», стали забывать мечту отцов о победоносном возвращении в Китай. Возрождение нормальной жизни на континенте после смерти Мао Цзэдуна и успехи экономической политики Дэн Сяопина в 1980–1990 годы заставили деловые и политические элиты острова одобрить его же формулу «одна страна - две политические системы».

На материк потекли потоки капиталовложений и технологий, число тайваньских предпринимателей, советников и специалистов порой достигало чуть ли не миллиона человек при населении Тайваня в 24 миллиона!

Американцы, резко свернувшие свое военное присутствие на Тайване и иные формы поддержки Тайбэя, редко вспомнили о своем «старом друге» в годы американо-китайского «брака по расчету». Однако с началом сдерживания слишком успешного Пекина тайваньская карта снова вернулась в игру. В годы президентства Барака Обамы Тайбэю продали крупные партии современной боевой техники, США стали активно помогать в развитии собственной военной промышленности. На новый уровень стимулирования сепаратизма Америка вышла буквально в первые дни президентства Дональда Трампа. Полуофициальные контакты с местными властями, новые поставки оружия и совместные учения ВМФ и ВВС, резолюции Конгресса…

Эскалация всей этой антикитайской деятельности продолжилась при нынешнем президенте Джо Байдене. Пекин наращивает ответные военные действия и четко прочертил «красную линию» - провозглашение суверенитета Тайваня приведет к полномасштабной операции против сепаратистов.

Сейчас пересечение «красной линии» может произойти в любой момент, но решение об этом будет приниматься не в Тайбэе, а в Вашингтоне. С учетом уже свершившегося втягивания США в «холодные войны» сразу против Китая и России эта «красная линия» может быть нарушена одновременно с другой стороны - на Украине.

Тайвань, как и Украину, завалили оружием

С 2008 по 2016 год, в период правления на Тайване партии «Гоминьдан», отношения между сторонами на разных берегах пролива заметно потеплели. Но они вновь оказались «заморожены» после возвращения в мае 2016 года к власти на острове Демократической прогрессивной партии во главе с Цай Инвэнь, которая является убежденной противницей курса на сближение с КНР. В 2020 году она с большим отрывом переизбралась на второй четырехлетний срок, а значит, подвижек в отношениях с Пекином ожидать не придется.

Тайвань стали накачивать оружием. В дополнение к уже поставленным за системам вооружений на десятки миллиардов долларов в экстренном порядке на остров поступят 66 новейших истребителей Block 70 F-16. К берегам Китая подтянулись две дополнительные авианосные группы, что происходит только накануне крайне серьезных событий. Последний раз это было в разгар пусков баллистических ракет Северной Кореей.

Откуда у Тайваня ракеты и ядерное оружие?

- Американцев сегодня заботит не судьба 20-миллионного Тайваня, а свои собственные национальные интересы, которые они видят в сдерживании Китая, - заявил в интервью «НИ» востоковед, председатель экспертного Совета российско-китайского Комитета дружбы, мира и сотрудничества Юрий Тавровский

– США видят в острове главную больную мозоль для Пекина и давят на нее, считая, что, таким образом, «сдерживают» его. То же самое Запад пытается делать и с Россией, давя на Киев. Но если о событиях вокруг Украины почти все известно, то «тайваньский кризис» только начали активно обсуждать в экспертном сообществе.

В последние годы, считает Тавровский, активизация военных и дипломатических контактов США с тайваньскими властями, многомиллиардные продажи военной техники и даже недавнее размещение переодетых в штатское «инструкторов» из числа морпехов наводят на мысль о реновации «непотопляемого авианосца». Он потребуется в случае перехода нарастающей холодной войны с Поднебесной в горячую фазу. В нашумевшей недавней статье в The New York Times прямо говорится:

«В предельном случае США могут вытащить на свет божий даже «тайваньскую карту», пойдя на размещение своих ракет на этом острове, пока что фактически независимом от континентального Китая».

Еще один вариант розыгрыша «тайваньской карты» - использование немалого военного потенциала самой «Китайской Республики», в том числе ракет местного производства. В августе 2019 года Тайвань принял на вооружение собственные крылатые ракеты «Юнь Фэн» с радиусом действия 1500 км. Тайбэйские газеты прямо назвали эти ракеты «антипекинскими» и описали их ускоренное производство. Предполагается, что в случае военного конфликта их целью станут объекты инфраструктуры в глубине материкового Китая.

- Перечисляя возможные сценарии развития кризиса, не стоит забывать и о тайваньской атомной бомбе. В свое время американцы в интересах наращивания партнерства с Пекином заставили Тайбэй свернуть свою ядерную программу. Сейчас обстановка кардинально изменилась, и Вашингтону может стать выгодно стимулировать подготовку собственного ядерного оружия на острове, - считает эксперт.

Тайваньская ядерная программа стартовала в 1967 году на базе Института ядерных исследований при Чжуншаньском институте науки и техники. Был закуплен исследовательский реактор в Канаде, из США привезли низкообогащенный плутоний якобы для гражданской энергетической программы. В 1970 годы успешно развивалась программа обогащения плутония с использованием тяжелых водяных реакторов. Военная программа была обнаружена инспекторами МАГАТЭ и в 1976 году официально свернута.

Однако, по данным американской разведки, тайваньцы к тому времени уже успели разработать устройства, готовые к испытаниям. Эти данные были получены от сбежавшего в декабре 1987 года в США тайного американского агента, полковника Чан Сянь-и, который был заместителем директора Института ядерных исследований. На основании прихваченных им документов американские эксперты заключили, что Тайвань уже осуществил контролируемую ядерную реакцию и был в годе-двух от приобретения полноценной бомбы.

Официально Тайвань придерживается положений Договора о нераспространении ядерного оружия, хотя и обладает не только серьезными финансовыми ресурсами, но и передовыми технологиями, позволяющими быстро создать ядерное оружие. Шесть действующих энергоблоков на АЭС нарабатывают плутоний из привозного урана. Неофициально же тайваньские дипломаты в Тайбэе на мой прямой вопрос о наличии ядерного оружия с улыбкой повторили знаменитый ответ Голды Меир:

«Во-первых, у нас ядерного оружия нет, а во-вторых, если потребуется, мы его применим».

- Дестабилизация Восточной Азии не может не беспокоить и нашу евразийскую державу. Холодная война против Китая разворачивается рядом с российскими дальневосточными рубежами, на наших морских торговых путях. С учетом непримиримой враждебности коллективного Запада к России Кремль не может не учитывать стягивания к ним новых флотов и эскадрилий, создания новых военных блоков. При анализе состояния национальной безопасности нельзя исключать возможности использования приготовлений на «китайском фронте» одновременно с натиском НАТО на «российском фронте». Избежать проигрышной ситуации войны на два фронта можно за счет наращивания стратегического партнерства с Китаем. Именно это и произошло в пятницу в Пекине, - заявил востоковед «НИ» Юрий Тавровский.

#В мире #КНР #Си Цзиньпин #Москва #Новости #Дипломаты #Китай #Ракеты #Обама #Чиновники #США #Байден #Россия #Ядерное оружие #Госдума #МИД #Заявление #Тайвань #Госдеп #Путин
Подпишитесь