Юлия Сунцова
Ранее мы рассказали о вспыхнувшем конфликте в небольшой сельской школе в Забайкальском крае: восьмиклассник Вадим Телешев вступил в дискуссию с преподавателем истории о наполеоновских войнах. Учитель истории Игорь Пушкарев (до недавней аттестации – трудовик) оскорбился собственными интерпретациями ученика и вышел за грани педагогической этики. Назвал подростка «шавкой», «букашкой» и доложил о «еретике» директору.
Зоя Матвеева встала на сторону преподавателя и поставила семье ультиматум: или ищите другую школу или за каждый урок истории платите – вход в кабинет строго с квитанцией из бухгалтерии. Кроме того, директор намекнула на возможные проблемы с аттестатом, если ученик не научится «уважать старших».
«Ему - одно слово, он - десять слов говорит! Всё, больше мы разговаривать на эту тему не будем. Ищем учителя, ищем школу. Учителей много, школ много. Куда тебя будут вывозить родители, я не знаю, но здесь ты учителя истории больше не найдешь, у нас нет!!! Или мама пусть оплачивает каждый час. Бухгалтер рассчитает, пожалуйста, мы преподнесем вам» [из личной аудиозаписи Вадима].
Классная руководительница тоже не стала защищать ребенка. Когда Вадим уговаривал ее прочесть строку из Конституции, в которой сказано, что каждому гражданину России гарантируется общедоступное и бесплатное школьное образование, учительница заявила, что ей «плевать на Конституцию».
Чиновники из местной администрации и комитета образования поддержать школьника тоже не поспешили, и заняли позицию сторонних наблюдателей.
Атмосфера в родном селе и родной школе стала невыносимой: подростку казалось, что взрослые ополчились со всех сторон. Походы в класс стали похожи на хождение по минному полю: директор кричит и угрожает отчислением, учитель истории точит зуб.
Вадим Телешев обратился за помощью к авторам исторических трудов, которые когда-то прочел. В своих электронных письмах он писал:
«Меня практически выгнали из школы и шантажируют тем, что оставят без аттестата. Пытаются сделать во всем виноватым. Я всего лишь прочитал несколько научных трудов и задал по ним вопросы. Не понимаю, что со всем этим делать. Как мне их победить, как восстановить свое имя?»
На сигнал SOS горячо отозвался историк Евгений Понасенков. После двух эмоциональных роликов на Youtube в поддержку забайкальского школьника скандал вышел на федеральный уровень.
В Любавинскую общеобразовательную школу потянулись проверяющие из разных инстанций и журналисты. После этого страсти накалились еще больше, а против Вадима как будто поднялось всё село: «У нас все ужасно ненавидят москвичей, а теперь и меня за то, что обратился к москвичам», - говорит подросток. Сегодня он отказался от посещения школы.
Еще до начала объявленной прокурорской проверки учитель истории Игорь Пушкарев написал заявление об увольнении по собственному желанию. Правда, совсем скоро передумал, заявление отозвал. Говорит, что возымела действие поддержка местного комитета образования и добрые слова от бывших учеников.
«Произошло недоразумение. Учитель объяснял тему, и ученик вступил с ним в спор. Я уже точно не помню. Что-то про бездарного полководца. Он спрашивал, на каком основании учитель берет данные и их доказывает. Ну, естественно, учитель свою правоту доказывал. Как нам кажется, ученик был уже заранее подготовлен, потому что всё это пришло с дистанционного обучения! Во время дистанционного обучения этот ребенок, видимо, куда-то залез - в интернет и наткнулся <…> И вот он все эти дни твердит только чужими словами», - заявила "Вечорке ТВ" директор МБОУ «Любавинская средняя общеобразовательная школа» Зоя Матвеева.
По ее мнению, эпитеты «букашка», «шваль» в адрес ученика это «небольшое оскорбление» и за это учитель якобы перед учеником извинился. В школе – острый кадровый голод, село небольшое – молодежь работать в школу не идет, все педагоги пенсионного и предпенсионного возраста, но хорошо хоть многопрофильные! Единственным в радиусе 30 километров учителем истории (экс-трудовиком) разбрасываться нельзя! Кто настоящая беда – так это ученик и защитивший его Понасенков:
«До плачевного состояния нас Понасенков довел. Школа маленькая, село маленькое, к такому [вниманию] здесь не привыкли. И он [Вадим] ведь до сих пор стоит на своем мнении. И как он с нами разговаривает – всё: «Я, я я!» Всегда у него вот эта Конституция - по три, по четыре раза в день он к нам заходит и ей трясет и еще Законом об образовании, то есть он нас доставал просто провокационно!», - пытается объяснить свою позицию директор Зоя Матвеева.
Глава школы также добавила, что хочет обратиться в ФСБ за защитой от столичного историка и его сторонников:
«Вы посмотрите – на всю страну, на всю Россию нас так ругать!», - возмущается она внезапно свалившейся славой. К требованиям неравнодушных уволить ее относится безразлично: «Да хоть сейчас же. Я не держусь за это место. В детском саду раньше работала и дальше бы работала, если б на это место не перевели».
"Чудовищной ложью" назвал все характеристики в свой адрес учитель истории Игорь Пушкарёв. В сюжете местному изданию он посчитал нужным дать пояснения относительно своего внешнего вида: четыре операции на сердце не могли не оставить негативных следов…
Он также добавил, что извинился перед учеником за грубость. Однако Вадим Телешев в своем письме «Новым Известиям» это опровергает: никаких извинений никто и ни в какой форме ему не приносил.
«Я пытался отстаивать мнение в виновности Александра I в развязывании войны 1812 года, считаю, что он спровоцировал войну и был локомотивом конфликта. Мое мнение о событиях войны 1812 года сформировалось в результате изучения многих трудов историков, не только монографии Понасенкова – это только последний труд из тех, что я прочел. До этого я читал произведения Тарле, Манфреда, Великого князя Николая Михайловича, внука Николая I, и Великий князь имеет такое же представление о событиях тех лет, что и я. Вот с этим мнением учитель не согласился. Но вместо того, чтоб в нормальном диалоге объяснить свою позицию, повысил голос, стал кричать и оскорблять меня. Потом меня повели к директору, и она тоже кричала», - рассказывает Вадим.
Из письма Вадима Телешева в Министерство образования Забайкальского края:
«Издевательства продолжаются, а кумовством стараются прикрыть нарушения закона. Пушкарев не имеет права преподавать историю – у него нет соответствующей квалификации. То, что он сообщал нам на уроках, противоречит государственной программе. Элементарно не выстроена последовательность ключевых событий. Кроме того, преподаватель разжигает межнациональную ненависть. Подобное наносит ущерб моему образовательному уровню, который я всегда старался поддерживать на высоком уровне. Если изначально я просил всего лишь извинений, то после их лжи, после низкой подлости, после того как они продолжили давить на меня, я уже требую их увольнения. Я достаточно принципиален, чтобы постоять за себя. Не надо относиться ко мне неуважительно только из-за возраста. И не надо думать, что из-за возраста я не могу самостоятельно мыслить, а только пользуюсь чужими мнениями. Так же совершенно непозволительно, гнусно и гадко упрекать меня в том, что я был вынужден обратиться за помощью к известному ученому и общественному деятелю. Понасенков назвал вещи своими именами, на подобное нельзя обижаться. Великий Гоголь сказал: на зеркало неча пенять, коли рожа крива. Но я и сам могу себя защищать. Теперь я понял, как у вас все друг друга покрывают и как лгут прессе. Я буду отстаивать законы моей Родины. И не надо разжигать ненависть к москвичам – это тоже преступление. У нас единая Родина. Уже пытались разделить в России ненавидящие друг друга регионы фашисты. И уничтожение свободы личности, когда "винтики" системы покрывают тех, кто нарушил закон, и давят на гражданина – тоже фашизм.
Я всё это говорил прессе, но, если понадобится, готов сказать и следователю, и руководителям ведомств, например, Александру Ивановичу Бастрыкину. За эти дни я изучил, кто занимается защитой прав людей».
Бабушка Вадима Светлана Викторовна рассказала, что внук давно увлекается историей, заказывает себе книги через интернет. После того, как в школе случился конфликт, ему стали угрожать: переведут на домашнее обучение, оставят без аттестата, изобьют, убьют. Семья неполная – отца нет. Мама и бабушка – на инвалидности.
«Я добиваться ничего не буду, мне просто не позволяет здоровье, я – инвалид II группы», - говорит мама Вадима Светлана Викторовна.
«Ребенок испугался, понял, что защитить его некому и написал обращения в Москву. Мы об этом до последнего не знали», - говорит бабушка.
В будущем Вадим Телешев видит себя историком. Планирует поступать на исторический факультет. А разбор школьного спора, коль в родном регионе его настояния о правах гражданина никто не понимает, планирует перенести в Европейский суд по правам человека. «Такие возможности, видимо, появились», подытоживает ученик.