Веселье по цене жизни: как "подуть шарики" в центре Москвы

3 февраля 2022, 12:58
Газ прочно засел в меню развлечений «золотой молодежи» в России. Закон об ограничении оборота перекиси азота был принят Госдумой в декабре 2020 г. Но "кайфоконвейеры" в некоторых заведениях по-прежнему на ходу. Спецкор «НИ» под видом клиента убедился в этом лично в «тематическом баре» в самом центре Москвы.

Иван Горяинов

О новом молодежном развлечении – так называемых "шарах" известно примерно с 2015 года. В закрытых заведениях дети часами напролет вдыхают отнюдь не горный воздух. С виду это обычные бары или кальянные или ночные клубы – и позиционируют они себя именно так, у многих есть даже свои открытые странички в социальных сетях. Но о «главном блюде» меню из открытых источников не узнаешь.

Двери в эти погребки закрыты. Вход по звонку. На пороге встречает охрана. Новички попадают внутрь только по особой протекции: вместе с «поручителями» - старыми проверенными клиентами, которых хозяева знают лично, в лицо.

Клиенты – как правило, дети из богатых семей, старшеклассники или студенты. Чек за вечер может набегать до нескольких десятков, а то и сотен тысяч рублей. Минимальный депозит для входа – 5000 рублей.

Одно из таких действующих заведений - ночной клуб с говорящим названием «Blow» (англ. «Дуть») – прямо в центре Москвы.

Спецкору «НИ» удалось проникнуть в этот погребок.

Обычный небольшой ночной клуб. Современная музыка, танцпол, диджейский пульт, бар, столики и как бы бармены и официантки. Но привычное меню они не приносят.

Вместо этого гостям, усаживающимся за столики, задают всего один вопрос: «Сколько шариков желаете?» Шифр всем постояльцам понятный – никто не переспрашивает.

«Фотографировать нельзя! Даже селфи нельзя!» – строго одергивают хозяева - мужчины лет 25-30, выходцы из южных регионов России.

Подростки рассаживаются за столы. Кто компаниями, кто поодиночке. Заказывают на пробу по 3-5 шаров. Потом какое-то количество раз повторяют. На одном «шаре» не останавливается никто – его хватает минут на 5-10, потом нужна «дозаправка», а тусуются здесь ребята часами напролет.

Кто-то заказывает сразу баллонами – пятилитровым заполняется приблизительно 130-150 шаров, большой баллон на 10 литров – это 250-300 шаров.

«Вы не бойтесь! Это не страшно. И не опасно», - уверяют хозяева, проходя мимо столиков новичков.

Расчет – по безналу, по карте. Номер счета диктуют официантки. Они же подносят завязанные на узел шары. Мы подглядели получателя средств: Гусен Рамазанович С. [доп. данные есть в распоряжении редакции].

По будням в клубе принимают с 14.00 до 02.00, по выходным – с 15.00 до 6.00 утра.

Корреспондент «НИ» приходил в заведение в среду. В 18.00 вечера почти все столы были заняты или забронированы.

Мы рискнули заказать салат. Нет? Тогда хотя бы кофе или чай? Увы - в такой «экзотике» нам было отказано, несмотря на вывешенный на самом видном месте плакат: «Наслаждаясь едой, забывай обо всём!» Так, стало предельно понятно - блюдо здесь только одно.

Нашу компанию усаживают за скромный столик на первом этаже. За соседним столиком компания, проведшая здесь уже явно не один час, заказывает повторный баллон.

- Всего три шара? Серьезно? Чтобы что-то понять, нужно минимум десять. Мне уже минимум двадцать, конечно, - вступает в диалог с нашим столом парень с соседнего стола. - Весь смысл в том, что ты теряешь ориентацию во времени и пространстве. Можешь, сидя на одном месте, перемещаться в другие части города или вообще в другие части света или даже можешь разговаривать с людьми, которых рядом нет...

Ему 20 лет, он учится в Финансовом университете и в Сколково. Его папа бизнесмен, который большую часть времени проводит в Великобритании, а сын может месяцами жить в роскошной квартире на Тверской.

По словам случайного знакомого, обычно за вечер он оставляет здесь тысяч по 60 (в российских рублях).

- Это мы еще нищеброды. Вот второй этаж – вот это да. Там только vip, у них почти у всех «золотая карта» [выдается, когда сумма, оставленная клиентом в заведении, достигает полумиллиона рублей]. К ним особое отношение – и охрана, и официанты с ними совсем по-другому общаются, - рассказывает П. и экзальтированно переключается на проходящую мимо официантку. - Э, зайка! Привет, привеееееет! Что-то шары как будто меньше стали у вас, не находите?

- В этот раз закупили другую марку, они рвутся, если больше надуваешь, - оправдывается та.

Через несколько минут за соседним столом и правда лопается шар. Клиенты, заказавшие баллон и самостоятельно его отвинчивающие-завинчивающие, переборщили с «порцией».

До принятия закона «подуть шары» в Москве можно было местах в двадцати. Сейчас количество доступных заведений сократилось вдвое, полицейские облавы случаются чаще. Но кто ищет, тот найдет, рассказывают нам посетители «бара».

Через некоторое время на танцполе появляется стриптизерша. Вечер становится совсем томным.

Пока мы сидели за скромным столиком, гости заведения уходили и приходили. Это были дети. В самом деле дети. Самому младшему на вид было лет тринадцать-четырнадцать, самым старшим лет по двадцать.

Закись азота используется сегодня в медицине, пищевой и технической промышленности. Газ, использующийся для анестезии, практически не достать – производители отпускают его только фармацевтическим компаниям по лицензии. Для «увеселения» недобросовестные предприниматели закупают пищевую и техническую разновидности закиси азота. Она используется для изготовления взбитых сливок, пористого шоколада, антипригарных спреев, замораживания, апргрейда двигателя сварочного аппарата и т.д.

Еще более бойко баллонами с веселящим газом торгуют через интернет.

Интернет забит рекламными объявлениями о продаже веселящего газа с хэштегами «шарики», «веселье», «туса»...

До принятия закона реклама была более красочной, со множеством превосходных степеней. Хотя эффект от газа схож с кислородным голоданием, объясняют врачи: при употреблении смеси мозгу и легким не хватает кислорода, начинается асфиксия и гипоксия.

Врачи, работающие с пациентами в больницах, контролируют объемы вводимого газа и в своих расчетах исходят из веса, сопутствующих диагнозов и индивидуальных особенностей нервной системы оперируемого, а в случае нежелательной реакции могут быстро откачать, комментирует «НИ» анестезиолог-реаниматолог Марк Гальперин:

- Закись азота десятилетиями используется в медицинской практике – на операциях, в амбулаторном лечении, в стоматологии. Он прост в обращении и уровень его безопасности высок. Но только в том случае, когда им пользуются профессионалы! Этому вообще-то обучаются долгое время. Заснувших под наркозом пациентов мониторят – измеряется сердечная, дыхательная деятельность. Знаете, Майкл Джексон может быть и не умер бы, если бы кардиолог, лечивший его от бессонницы таким же, казалось бы, безобидным пропофолом, не отлучился и не пропустил момент, когда он перестал дышать. Насовсем перестал дышать. От закиси азота тоже можно уснуть и не проснуться.

На операциях у пациентов иногда возникает рвотный рефлекс. Рвотные массы закупоривают дыхательные пути, наступает механическая асфиксия – в народе говорят: захлебнулся собственной рвотой. Именно контроль врачей в такие моменты спасает жизнь. Готовя пациента к операции, врачи следят, чтоб он ничего не ел и не пил несколько часов за, это минимизирует риски.

Проверяют ли хозяева азотных клубов, сколько чего съел или выпил их гость за день? Нет. Кроме того, мы же ничего не знаем о качестве азота и его концентрации в этих надутых шарах! Ничего не знаем об индивидуальных особенностях здоровья клиентов. Человека изначально лишают подстраховки и шансов на спасение. Предприниматели после доставки товара и получения денег о клиенте забывают. В клубе человек тоже может потерять сознание и, соответственно, перестать контролировать свои дыхательные пути. Успеть помочь ему нужно будет за три минуты. Есть ли у владельцев этих клубов такая квалификация? Сомневаюсь.

В долгосрочной перспективе употребления могут возникнуть химические ожоги дыхательных путей - теми же рвотными массами - в желудке, как известно, кислотная среда; ожоги со временем могут перерасти в абсцессы. «Я бы таким торговцам публично на Красной площади поотшибал руки и ноги», - категорично высказывается Гальперин.

- Доказать наступление смерти от закиси азота практически невозможно – он достаточно быстро полностью выводится из организма, не оставляя следов, освидетельствование ничего не показывает, в этом-то и опасность. Статистики по смертям и увечьям от этого вещества нет. О нескольких таких случаях (порядка десяти) мы узнаем только по косвенным признакам. Например, в Петербурге молодой человек надышался шариками, сел за руль, отключился во время езды и влетел на своем BMW в толпу пешеходов. Двое погибли, трое изувечены. Если бы только сам он не признался, мы бы никогда не узнали, что он что-то употребил. Также было несколько резонансных случаев, когда рядом с телами детей и подростков находили баллоны с газом, - рассказывает «НИ» зампред Комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко.

Депутат отмечает: обратить внимание на проблему заставил всплеск рекламы о закиси азота, веселящем газе в интернете. Нацелена она была на широкую молодежную аудиторию. Сложно стало даже примерно посчитать, кто, кому и сколько продает этого газа, при этом стоил он копейки. Рынок продаж переориентировался с юрлиц на физлица, с оптовых закупок на розницу. Поменялась фасовка – она была нетипична для традиционной пищевой промышленности: по запросу покупателя производитель перестроился с более емких баллонов на маленькие и даже разовые.

Одновременно с этим из нескольких регионов России стали приходить сообщения о странных смертях молодых людей – студентов, иногда даже школьников. Вскрытия не выявляли никаких патологий, природа их внезапной кончины была не ясна. Совершенно здоровые дети сгорали в одночасье.

Костенко была одним из авторов инициативы по пресечению продажи закиси азота для физических лиц через интернет - в 2018 году депутат внесла на рассмотрение соответствующий законопроект. Его поддержали в Роспотребнадзоре, Минздраве, Минпромторге и МВД. 29 декабря 2020 года он был принят Госдумой и вступил в силу с 1 января 2021 года.

«Использование (потребление) физическими лицами закиси азота, являющейся одурманивающим веществом, не по назначению в целях изменения состояния организма человека, не связанного с медицинским вмешательством и медицинской помощью, запрещается», - говорится с ст. 1 Федерального закона №472.

В 2012 году с подобным предложением в Правительство РФ обращалась Федеральная служба РФ по обороту за контролем наркотиков, попросив признать закись азота наркотическим веществом, за незаконный оборот которого была бы предусмотрена уголовная ответственность. Однако инициатива одобрена не была, закись азота до сих пор не занесена в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, она числится лишь в Списке одурманивающих веществ.

Газ используется во многих отраслях – промышленность, техника, медицина, поэтому признать его наркотиком – значит создать серьезные барьеры для предприятий, вот почему продавцы «острых ощущений», чей бизнес существует в таких же юридических формах, чувствуют себя так вольготно. Точечный механизм контроля настроить в данном случае сложно.

Пока же нет доказательств, что из-за «веселых шариков» кто-то умер, продавцов можно привлечь лишь к административной ответственности.

Статей – несколько:

- за пропаганду, в том числе посредством Интернета, использования (потребления) закиси азота либо распространение информации о ее реализации (сбыте) не в целях производства пищевой продукции, продовольственных товаров или продуктов питания либо не для медицинского, промышленного или технического применения (ст. 6.13.1 КоАП РФ),

- за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, (ст. 14.2 КоАП РФ);

- за вовлечение несовершеннолетнего в употребление одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), за потребление несовершеннолетними в возрасте до 16 лет таких веществ (ст. 20.22 КоАП РФ) и потребление одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).

Санкции по КоАП для бенефициаров этого бизнеса - «копеечные» по сравнению с получаемой прибылью. Самый крупный штраф, по нашим подсчетам, отрабатывается в заведении (клубе) за один вечер торговли, а то и за несколько часов.

Теоретически к нелегальным торговцам закисью азота можно применить еще две уголовные статьи - Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ) и Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ). Но на практике они мало доказуемы применительно к «веселящему газу»., потому что он не оставляет следов. Замкнутый круг.

В 2021 году МВД провело 4 377 рейдов и мероприятий в общественных местах, в результате которых было изъято 55 баллонов с закисью азота, предназначенных для «нецелевого использования». Также за год было заблокировано около 50 сайтов, продававших вещество физлицам в качестве средств развлечения. Однако десятки организаций и сайтов продолжают свою черную работу. Появляются и новые...

#Общество #Москва #Новости #Молодежь #Наркотики #Законы / Законопроекты #Веселящий газ
Подпишитесь