Известный российский социолог Константин Сонин оставил в своем блоге весьма примечательный пост: «Есть люди, которые пишут мне лично, а не в комментариях в Фейсбуке. Но пишут часто. Иногда гневно, что я пишу не то, иногда обиженно. Один комментатор, которого я близко знаю много лет, уже не первый год настаивает на своей идее решения проблемы Крыма. Однако мне не удалось убедить его опубликовать это под своим именем - он человек совершенно не публичный. Более того, он пытался уговорить меня опубликовать текст под моим именем, но это не мой текст. В итоге он согласился, чтобы я опубликовал это у себя в ФБ как текст без автора с оговоркой, что это не мой текст. Ещё раз - это НЕ мой текст, я с чем-то в нём согласен, с чем-то нет - и я сам бы написал по-другому:
Одна из важных и насущных проблем России, а, может быть, и наиболее важная, состоит в том, что Россия, и уже не в первый раз, балансирует на грани войны, и даже если войны не будет, ее международная изоляция только увеличится и репутация в глазах всего мира, и в глазах многих собственных граждан упадет еще больше. Вопрос – что можно сделать?
На первый взгляд есть два неодолимых препятствия. Невозможно заставить людей из ДНР и ЛНР сложить оружие и невозможно вернуть Крым Украине. Первое трудно, поскольку оставшиеся на Украине ополченцы могут опасаться за свою судьбу. Это, к счастью, преодолимо. Если пообещать, и, конечно, выполнить, всем этим людям убежище в России с их выбором места жительства, дать им квартиры и дома, крупную единовременную помощь и, если нужно, пенсии, они с удовольствием сложат оружие. Я знаю, что многим россиянам это предложение покажется странным. Немало людей считают, что повстанцев нужно скорее выдать украинским властям или судить самим. Может быть, они и правы, но политика – это искусство реального. От ополченцев нужно откупиться. Один день расходов на войну, даже эту маленькую, неядерную, в десятую часть силы, обойдется России больше, чем все эти компенсации за много, много лет. Кроме того, многие из них – это идеалисты, поверившие что оружие – лучший способ решения вопроса о правительстве на Украине. И, наконец, Россия несет ответственность за тех, кому помогала и оружием, и людьми, и поддержкой.
По поводу Крыма проблема, кажущаяся неразрешимой, состоит в том, что большинство россиян не хочет возвращать Крым, а большинство украинцев не готовы смириться с его утратой. Но даже и здесь есть возможное решение, опять-таки, не совсем обычное. Не будем сейчас обсуждать правильным ли было присоединение Крыма. Если его и нужно было присоединять, то не так, но сделанного не вернешь.
Идея практического разрешения нынешней ситуации с Крымом состоит в следующем. Предложить совместное владение Крымом Россией и Украиной при широкой автономии Крыма.
На первый взгляд, идея кажется слегка сумасшедшей, таких прецендентов почти нет, но также как Александр Македонский разрубил Гордиев узел вместо того, чтобы развязывать его, решение не там, где ожидаешь. Самое главное, оно выгодно всем! Европа с удовольствием поддержит - и принцип самоопределения выдержан, и конфликт погашен, и с газом не будет проблем. У Украины нет никакого реального шанса вернуть Крым иначе, а так и честь соблюдена, и те, кто хотят вернуться туда, смогут вернуться, а те, кто хотят уехать, могут уехать и у всех будет возможность сделать выбор потом. Россия мирится с Украиной, с братской страной и братским народом, и со всем миром. Пусть Крым будет полем дружбы.
Даже крымские татары будут «за». Американцы не будут в восторге, но, если все остальные и Европа «за», то и прагматичные американцы будут «за». Может быть самое главное, что вопрос о Крыме из стадии борьбы перейдет в стадию переговоров. В практическом плане это будет означать что любой украинский гражданин, также как и любой российский со своим паспортом может свободно приезжать в Крым. Крымчане могут ездить и в Россию, и на Украину. Технические детали самоуправления, налогов, владения имуществом и всяких компенсаций можно обсудить в рабочем порядке.
И наконец, насчет прецедентов. Их не так уж мало. Не вдаваясь в подробности, скажу, что Шотландия и отчасти Северная Ирландия – это примеры стран с двойным управлением. Следующий пример, это современная Бельгия и, наконец, Америка, где, по существу, каждый штат – это территория под двойным управлением. Толковые юристы могут найти и другие преценденты, а главное, могут создать совершенно новый, в котором Россия сейчас так нуждается.