Posted 31 января 2022,, 09:27

Published 31 января 2022,, 09:27

Modified 7 марта, 12:45

Updated 7 марта, 12:45

Общество сегодня человечнее нашего государства

31 января 2022, 09:27
Юлия Галямина
Пару недель назад я задала вопрос своим читателям: какие поступки представителей государства они считают человечными, а какие бесчеловечными. Спасибо большое! Мне рассказали столько страшных и столько вдохновляющих историй!
Сюжет
Власть

Я решила их проанализировать и поняла вот что:

Человечность чиновников, полицейских и даже врачей с учителями — это не то, что мы от них ждем. И когда они проявляют их — удивляемся! Впрочем, бесчеловечность пока тоже не оставляет нас равнодушными (ведь при всей распространённости пытки нас потрясли), что говорит нам: не все потеряно!

Под человечностью мы понимаем, с одной стороны, проявление государственными людьми внимания к чувствам других, доброжелательности и даже доброты, а с другой — реальную, а не формальную помощь, добросовестное отношение к делу, работу на результат, а не для галочки, помощь даже вопреки системе.

Мне рассказали о судье, которая не присудила штраф, о гаишнике, который подвез опаздывающую на экзамен студентку, о полицейской, которая была настойчива и спасла женщину от домашнего насилия.

Именно так должны вести себя люди, которые облечены государственной властью! Но в нашей стране это воспринимается как отклонение от нормы.

Моя цель как политика — человечное государство! Государство, где участие участкового, сочувствие сотрудника управы, милосердие судьи, настойчивость в соблюдении закона прокурора будут восприниматься не как акты гражданского мужества, а как норма, как предполагаемое условие их работы.

Говорить об этом хорошо, но как этого реально добиться? Как выстроить систему?

Вы будете смеяться, но гуманизм и справедливость как основа работы госслужащих, судей и даже силовиков, заложена в российских законах и указах президента. Вот только они остаются на уровне деклараций, о которых, впрочем, тоже наше государство не любит вспоминать. Лицемерие заложено в основу государственного строя.

Тем не менее, наличие этических кодексов в разных сферах деятельности это совсем не плохо. Но надо подумать, как сделать так, чтобы они соблюдались.

И тут нет никакой панацеи. Нужно выстроить целую систему, которая позволяла бы очеловечить звериный оскал государства.

  1. Надо гуманизировать саму нормативную базу. В ней еще заложено много всего унижающего человека. Вот, я по своему опыту сидения в спецприемнике знаю, что по закону арестанту полагается посещение душа один раз в неделю! А когда новгородские охранники предлагали мне ходить в душ каждый день — это было с их стороны проявлением личного гуманизма, а не нормой. И таких унизительных, а зачастую бесчеловечных, правил в бумажках разного уровня хоть отбавляй! Нужно полномасштабный аудит и общественное обсуждение всех норм, касающихся жизни, достоинства и прав человека.
  2. Надо сделать количество чиновников и силовиков адекватным потребностям общества. Например, совершенно очевидно, что по всей стране перебор с сотрудниками ФСБ, Росгвардии и центра «Э», но не хватает участковых! Поэтому у нас с таким успехов ловят настоящих и ненастоящих шпионов, но мошенников, которые обманывают пожилых людей, поймать не могут. Здесь необходимы аналитические исследования, широкое общественное обсуждение и передача многих решений на уровень самоуправления (например, сделать муниципальную милицию, и решать на уровне муниципального образования, сколько нужно сотрудников).
  3. Нужно изменить систему отбора кадров, отчетности и карьерных стимулов. Недавно в наш совет депутатов приходил отчитываться начальник отдела полиции. И вместо рассказа о том, как полиция помогла людям, рассказа об оценки их деятельности обществом, мы услышали набор сухих цифр. При чем цифры эти устроены очень хитро. Если количество преступлений снижается — полицейский заявлял, что это потому, что они улучшили профилактику, а если увеличивается — это потому, что они увеличили выявляемость. И в любом случае полицейский — молодец. А на пожилых женщин, которые рассказали об отсутствии помощи в их доме, офицер только огрызался и опять приводил цифры.

В оценке деятельности чиновников и силовиков должны принимать участие те, ради кого и существует государство —граждане, общество. Это позволит не только дать адекватную оценку деятельности государственных людей, но и создать комплекс реальных этических требований и репутацию. Чтобы садист просто не мог попасть в силовые органы, ненавидящий людей мизантроп — в систему соцобеспечения, а равнодушный эгоист — в депутаты. А если попали — очень быстро оттуда изгонялись.

Лучший механизм для этого — выборность. Но не только! Нам нужна открытая информация — а для этого нужны независимые СМИ! Помните, как в детективных сериалах полицейские боятся прессы! Именно поэтому они не практикуют пытки в участках. Да и сами полицейские участки более открыты и доступны, чем в России.

А еще нам нужны разные сообщества тех, для кого создано государство: местные сообщества, профсоюзы, сообщества по контролю за тем и другим. И тут наша с вами роль — роль общества становится ключевой.

Общество сегодня уже человечнее нашего государства. Но государство само по себе не станет человечным. Таким его можем сделать только мы!

Оригинал здесь

"