От телефонных приглашений на разнообразные ток-шоу я в последнее время вздрагиваю. Темы, которые предлагают обсудить, завораживают. Вот только несколько: «последняя молодая супруга диктора Игоря Кириллова», «фронтовые жены советских военачальников», «как вы подверглись харассменту»… Это из того, что не стыдно озвучить. Когда я интересуюсь образованием и опытом работы звонящих мне редакторов, вдохновенно объясняющих значимость своих тем, становится не по себе. Потому что в ответ мне называют какое угодно учебное заведение, кроме профильного журналистского. Чаще всего фигурирует мало известные кружки и курсы.
Такого рода «журналисты» не просто смешны и навязчивы. Зачастую они опасны. Я до сих пор помню, как после тяжелой травмы отсиживалась дома, потому что напротив моего дома дежурили репортеры НТВ с камерами наготове в предвкушении «жареного». На всю жизнь запомню и как после выписки из роддома внезапно увидела себя на экране: репортеры того же НТВ переоделись в медперсонал и сняли меня с новорожденной на камеру. Ни о каких разрешениях, разумеется, речи не шло. Откуда берется эта порода любителей скандалов и интриг, почему-то именующая себя журналистами? Кто их растит?
Недостатка в различных кружках журналистики сейчас нет. Они почти при каждой школе. И ладно, если дело ограничивается техникой речи, правилами обращения с телекамерой и основами монтажа. Это очень даже полезно и может пригодиться любому. Но в журналистике, как и в любой профессии, есть свои законы. Этому учат в профильных учебных заведениях – на журфаке МГУ, в Высшей школе телевидения Останкино, в Высшей школе телевидения МГУ. Но когда в Гугле задаешь вопрос о журналистском образовании, в первую очередь выпадают почему-то репетиторы по журналистике с «Профи.ру» в количестве 1 126 человек, причем 949 из них работают дистанционно. Как можно дистанционно снять репортаж или научить вести себя в кадре, лично мне, журналисту с почти 40-а летним стажем, не понятно. Также вместо Школы юного журналиста МГУ или, к примеру, Школы юного телевизионщика Высшей школы телевидения МГУ или на худой конец платной школы журналистики им. Мезенцева при Центральном доме журналиста выпадают разнообразные секции и кружки. От них порой веет разрушением действительности. Так, один из таких кружков под названием «Юный журналист» функционирует ни где-нибудь, а при храме Всех святых в Филях! Преподаватель журналистики Анна Щелкушина по совместительству – руководитель воскресной школы при этом самом храме. Информацию о ее профессиональном и педагогическом образовании источники в открытом доступе не дают. В Храме всех святых известен единственный телефон – настоятеля, да и тот выключен. Вся информация о руководителе журналистского кружка и его деяниях – в Инстаграм Анна Щелкушина, она же Зиновьева.
О себе Анна Щелкушина пишет кратко и ёмко: «мама двойняшек, ОБЩЕСТВЕННЫЙ деятель, дважды угоняли машину». О профильном образовании, педагогической квалификации, лицензии на образовательную деятельность, программе кружка – ни слова. Пока в открытом доступе есть лишь такие данные о Щелкашиной Анне, из ЗАО Москвы, район Фили: «специализация – Оптовая\ Розничная торговля\ Торговля биржевыми товарами \Торговля оборудованием, комплектующими, сырьем, материалами\ Торговля потребительскими товарами длительного пользования"... опыт работы - оформление витрин в ГУМ». Каким образом судьба сделала Анну Щелкашину преподавателем воскресной школы при храме, а затем и кружка "Юный журналист", Гугл умалчивает.
О программе своего кружка , Анна рассказывает так :
«Мы работаем над техникой речи, прорабатываем навыки самопрезентации, снимаем видеорепортажи, пишем статьи. Это хорошая возможность для самореализации детей и способ борьбы с деструктивным контентом в интернете».
Я уже представляю себе «самопрезантацию» от преподавателя воскресной школы при православном храме: «Я, раба Божия Анна, челом бью зрителям и ратую о пользе скреп и пагубности оппозиционеров».
В тему и комментарии под «самопрезентацией» руководителя кружка.
Игорь Ружеиников: «Если борьба с тем самым контентом, кружок можно назвать "Юный пропагандист». Дайте только хапнуть грант, разовью любой талант".
Ольга Радаева : «Видно, с Соловьевым тягаться задумали. Бедные дети...».
Ольга Макеева : "Тоже задумалась - зачем при помощи детей опять бороться".
О содержании кружка "Юный журналист" можно судить преимущественно по щедрым фотосессиям в Инстаграм . Тут есть всё: курсы от визажиста, детская косметичка, наносящие друг другу макияж подростки, фото гламурных девочек в розовом, кокетливо позирующих перед камерой, репортаж «Бомбические пончики», конкурс каких-то мисс… Одним словом, «матушка Анна» растит прекрасную смену для героинь гламурных шоу и светской хроники.
И вот что подумалось. Если бы Остап Бендер жил в наше время, он бы непременно был «государственником». Начав с торговли в известном магазине, он непременно заделался бы потом носителем православных скреп, примкнул к какому-нибудь Центру социального развития и начал проводить массовые праздники. Далее, получив впечатляющий государственный грант под «программу скреп», стал просветителем молодежи. В общем,«Нью-Васюки» и далее везде.
Мне могут возразить: такие кружки вроде бы не несут особого вреда. Всё лучше, чем «стрелялки» в интернете и гаджеты. Но ведь при парке «Фили» масса других кружков – юный кинолог, юный натуралист, студия эстрадного вокала и живописи. И почему-то ведут их педагоги с профильным образованием, лицензированной деятельностью, а программы их кружков доступны в интернете. Почему только журналистике может учить кто угодно и как попало?
Против обучения спорным основам журналистики далекими от нее людьми уже выступило профессиональное сообщество. Вот, что пишет в комментариях к «самопрезентации» кружка Анны Щелкашиной заместитель председателя Московского отделения Союза журналистов России Лариса Шамикова:
«Выскажу мнение что называется изнутри профессии: журналистике по-любительски обучить невозможно. Настоящий журналист, а не «журналюга», «шоумен», «рекламщик» или «пиар-специалист», это совокупность серьезного специального образования, сформировавшегося мировоззрения, личных способностей. И особенностей характера, где главное - неравнодушие, ответственность и стойкость. Но даже «основам журналистики» лучше учиться на практике у профессионалов, в редакции качественного, в том числе детского учебного издания, медиапроекта, СМИ».
Все, что помимо этого, качества журналистики не гарантирует. Зато гарантирует очередные «самопрезентации» сомнительного контента в СМИ, против которого наверняка шумно ратуют в соцсетях сами родители таких вот «кружковцев».
Как нам сообщили в Департаменте образования Москвы, ни воскресная школа при Храме всех святых в Филях, ни кружок "Юного журналиста" не имеют ни к департаменту образования, ни к образованию в целом никакого отношения.
Кто же задает там стандарты обучения? Видимо, сама руководительница.