Алексей Савваттеев один из тех представителей сферы образования, которые не боятся открыто говорить о том катастрофическом положении, в котором сейчас российское образование находится.
Только в отличие от многих, Савватеев не просто критикует сложившуюся ситуацию, но и предлагает совершенно конкретные пути для решения многочисленных проблем в образовании.
«Новые Известия» публикуют текст Манифеста спасения массовой школы в России (источник: savvateev.xyz)
Будут ли эти спасительные предложения услышаны руководством страны?!
МАНИФЕСТ СПАСЕНИЯ МАССОВОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ
Описание ситуации
В настоящее время массовое школьное образование, особенно вне двух столиц, находится в состоянии прогрессирующего распада.
Об этом свидетельствуют многочисленные интервью ректоров провинциальных ВУЗов, к которым на учёбу приходят студенты, не знающие самых азов.
Средние баллы ЕГЭ, которые от года к году не очень меняются, никого не должны обманывать: ведь это происходит в условиях, когда темы заданий не меняются много лет, под конкретные варианты школьники готовятся чуть ли не с 5 класса, выходит множество методичек по конкретным задачам, разборов в интернете и т.д.
Результаты ЕГЭ подпадают под «закон Гудхарта». А что произойдет, если структуру варианта изменить? Можно только догадываться. Кроме того, с каждым годом растёт пропасть между Москвой и провинцией - результаты ЕГЭ в Москве выше по всем параметрам, которые можно придумать. Декларированная в статье 43 Конституции общедоступность бесплатного образования не обеспечивается.
Во многих регионах имеется острый дефицит учителей (порой до половины от их числа): низкие зарплаты, огромный объем отчетности, профессиональное выгорание, старение и непрестижность профессии ведут к уходу грамотных учителей из школ. В итоге в среднестатистической школе качество образования быстрыми темпами снижается, а само школьное обучение в старших классах в большинстве случаев сводится исключительно к натаскиванию на ЕГЭ, причём чаще всего за деньги и во внеурочное время.
Понятно, что лояльность к своей стране и своему государству тех немногих учеников, родители которых нашли деньги на дополнительные занятия, оказывается низкой; значительный их процент стремится покинуть Родину по окончании ВУЗа.
В настоящее время российское образование не имеет явной социальной цели и никак не связано с реальным обустройством жизни учеников после окончания школы. Массовое образование в стране фактически подчинено навязанным ему внешним целям: освоить новые технологии, войти в какие-то рейтинги, непременно куда-то «трансформироваться». В нынешних условиях реальная задача школы сужается до выдачи аттестата, всеми правдами и неправдами (неправдами куда чаще - все знают, как в школах проводятся ВПР).
На этом фоне набирает силу кризис подготовки школьных учителей. На данный момент нижняя граница баллов для подачи документов в педагогический вуз составляет примерно 35 баллов из 100 по ЕГЭ. За этим показателем скрыт низкий статус педвузов как «отстойников» для тех, кто не в состоянии поступить в другие вузы.
Объективно сложилась ситуация, при которой педвузы готовят не достойных специалистов, а «худших из худших». В итоге приток новых учителей в массовую школу крайне низок, да и молодые учителя часто откровенно плохо знают преподаваемые ими предметы.
Ситуация усугубляется инициативами по скорейшему внедрению цифровых технологий в школьное образование (вроде сберклассов, а теперь есть ещё и подписанная премьером М.В.Мишустиным стратегия цифровой трансформации школы!), которые направлены по сути на решение проблемы кадрового голода за счет частичной или полной замены учителей "технологиями": искуственным интеллектом, дистанционными консультациями "с лучшими столичными учителями", видеоуроками и интерактивным контентом.
Необходимо отметить, что согласно мнению поголовно всех вовлечённых в реальный образовательный процесс лиц, экранизация не является ни полноценной, ни даже «костыльной» заменой живого педагогического процесса, не говоря уже о том, что воспитательная функция образования при этом исчезает вовсе.
Россия находится на пороге безвозвратной гибели качественного массового школьного образования. Еще буквально 5 лет, и в стране нормально будет функционировать лишь элитный сегмент школьного образования, который охватывает мизерную долю всех учащихся России.
Проблемная ситуация
Массовое школьное образование - это инструмент выравнивания возможностей: обучение, социализация и воспитание образуют вместе социальный лифт, который преследует 2 цели: а) адаптация новых поколений к жизни в обществе и б) обеспечение их базовыми знаниями, необходимыми для сохранения и передачи следующим поколениям национального культурного кода.
Развал массового школьного образования в России приведет через несколько лет к двум главным, почти неразрешимым проблемам:
Цель
Наша цель - возрождение качественного массового школьного образования, что обеспечит 1) сохранение и воспроизводство современного общества в России и 2) эволюционный, некатастрофический (нереволюционный) путь политического развития нашей страны в ближайшем будущем.
Необходимо сформировать реалистичное представление о модели образования, которая позволит достичь поставленной цели. Речь идет об ответах на вопросы: 1) кто будет учить в школе, 2) чему учить и 3) как учить.
Следует отметить, что мы не планируем затрагивать специализированные, элитные и частные школы, в том числе не планируем применять к ним меры нивелирующего характера либо как-то оказывать на них давление. Ниже речь идёт только о сегменте государственных общеобразовательных школ.
Ключевые идеи
«Кто будет учить в школе?» (Ответ: учителя)
1) Существенное быстрое повышение социального статуса и престижа профессии «школьный учитель».
2) Освобождение школьных учителей от бремени бюрократической отчетности, ее минимизация для учителей-предметников.
Расформирование Рособрнадзора как бессмысленной организации, вся деятельность которой негативно влияет на систему образования. Ликвидация Рособрнадзора будет решающим пунктом в деле высвобождения учителей из-под гнета бюрократии, поскольку исчезнет контрольная организация, единственным смыслом существования которой является производство всё больших объемов отчетности.
Требование максимальной информационной прозрачности статистики Министерства просвещения. Параллельно с требованием сокращения отчетности, необходимой от учителей, следует требовать обязательной публикации Министерством максимального объема информации о реальном положении дел в школах по всей России. В первую очередь необходимы данные о:
3) Сокращение раздутой, чрезмерной нагрузки на школьных учителей до разумных объемов.
4) Присвоение школьным учителям статуса, аналогичного статусу государственных служащих.
5) Возрождение системы высшего педагогического образования.
6) Приоритет - возрождению массовой начальной школы.
«Чему будут учить в школе?» (Учебники)
1) Акцент на получение фундаментальных знаний.
2) Ревизия учебников и пособий, используемых в массовой школе.
«Как будут учить в школе?» (Методики)
1) Основа школьного обучения - преподавание учителями вживую, лицом к лицу с учениками.
Фиксация на официальном уровне тезиса о том, что роль педагога в образовании принципиально не изменяется в связи с введением новых технологий. Традиционное преподавание «вживую» было и будет стержнем всего образовательного процесса в школе.
2) Цифровизация - второстепенный и вспомогательный инструмент преподавания в школах.
3) Инструктивизм как основа массового школьного образования.
4) Возвращение выпускных экзаменов и вариативноть ЕГЭ.
Хватит обманывать себя и наших детей! Следует выявить нынешний истинный уровень их знаний.
Суммируя сказанное,
Мы сомневаемся в наличии лёгких путей спасения массовой школы, находящейся в настоящее время в глубоком системном кризисе. Качественное массовое образование - именно образование, включающее в себя не только обучение отдельным предметам, но и социализацию, а также воспитание подрастающего поколения - в принципе недостижимо «через экран».
Победа в «гонке искусственного интеллекта» требует возвращения в школы грамотных и ответственных учителей, а также мудрых управленцев (вместо «эффективных менеджеров»!), ставящих и решающих насущные для школы задачи (а не задачи, продиктованные «внешней повесткой»). Китай это уже понял (судя по содержанию их реформы образования). Пора понять и нам.