Коррупция по-арабски: ВВС Кувейта купили самолеты Eurofighter с «откатом»

26 января 2022, 13:02
Правительство Кувейта передало двух старших офицеров ВВС страны, генерал-майора и полковника, под суд по делу о коррупции.

Александр Сычев

По двум причинам процесс может получиться очень громким, если, конечно, его не спустят на тормозах. Во-первых, очень редко кого удается схватить за руку и отдать под суд с обвинением в умышленном завышении цен. Торговля оружием, как известно, порой не обходится без тех или иных неконкурентных мер воздействия на покупателя, но об этом участники предпочитают молчать. Во-вторых, контракт просто огромен – около 8,7 млрд долларов. Можно предположить, что «откат» тоже получился не маленький.

«Это самая большая сделка, не имеющая себе равных в истории Finmeccanica», — радовался контракту Мауро Моретти, руководитель итальянской компании, которой в консорциуме Eurofighter досталось право выполнить кувейтский заказ.

Сообщения о том, что Кувейт начал проявлять повышенный интерес именно к многоцелевым истребителям Typhoon, отодвинув других претендентов, появились в 2015 году. Примерно в то же время в госбюджет была протащена поправка, дающая право увеличить размеры расходов, а уже в 2016 году контракт на поставку 28 многоцелевых истребителей был подписан. В конце прошлого года первые два самолета переданы ВВС Кувейта.

Размеры контракта в его денежном выражении сразу вызвали смутные подозрения кувейтской общественности. Дело в том, что Typhoon, конечно, не плохой самолет, но четвертого поколения. Конструировать его начали в 1979 году как перспективный, а по прошествии времени он уже начинает устаревать. За такие деньги, думается, Кувейт легко купил бы тоже очень дорогой, но все же относящийся к пятому поколению американский F-35.

Конечно, итальянцы постарались напихать в контракт всяких опций. Проданные Кувейту истребители Typhoon, как написано в пресс-релизе консорциума Eurofighter, «самый совершенный вариант из всех изготовленных за все время выпуска». В частности, кувейтские Typhoon станут первыми серийными истребителями, которые получат радиолокационную станцию (РЛС) Captor E-Scan с активной фазированной антенной решеткой. Никто из четырех европейских стран-участниц консорциума (Великобритания, Германия, Испания, Италия) не приобрел себе самолеты с такой РЛС – слишком дорогое удовольствие.

Кувейтские Typhoon оснащены также подвесными прицельно-навигационными контейнерами Lockheed Martin Sniper и подвесными контейнерами имитации воздушного боя DRS-Cubic ACMI P5, очень полезными для обучения летного состава ведению боевых действий. В состав вооружения вошли крылатые ракеты MBDA Storm Shadow и управляемые ракеты Brimstone и многое другое.

Помимо этого, Италия построит новую инфраструктуру на авиабазе Аль-Салем, где будут базироваться эти самолеты, и создаст там центр подготовки летного состава. В контракт входит также сервисная поддержка сроком на три года с возможностью продления еще на пять лет.

В общем, в контракте много различных пунктов, которые могли бы оправдать размеры затрат, если бы не аналогичные приобретения соседей. По каким-то причинам шейхи богатого нефтью Персидского залива любят делать покупки именно в Eurofighter, но кувейтские военные превзошли на этот раз всех.

Катар, например, приобрел 24 истребителя Typhoon, но заплатил почти на полтора миллиарда долларов меньше – около 7 млрд. Поставки начнутся в следующем году. Саудовская Аравия за 72 Typhoon заплатила примерно 6 млрд долларов. Правда, саудиты купили более старое поколение самолетов. Но несколько позже Эр-Рияд заплатил Великобритании всего около 5 млрд долларов за еще 48 самолетов Typhoon.

Сравнение – многозначительное и не в пользу Эль-Кувейт. Скорее всего, на вопиющие цифры руководство страны закрыло бы глаза – контракт с итальянцами подписывал лично шейх Сабах Халед аль-Хамад ас-Сабах, премьер-министр кувейтского правительства. Получается, что глава правительства не в курсе, что творят военные, тем более, что он и сам генерал. К тому же два года назад из-за растраты почти 800 млн долларов в отставку пришлось уйти премьер-министру и министру обороны. Они до сих пор находятся под стражей в ожидании суда.

О нынешнем мздоимстве донес некий осведомленный человек, и информацию не удалось удержать в узком кругу. Памятуя о судьбе предшественника, нынешнему правительству пришлось принимать меры: информатора поблагодарили за бдительность, а Управление по борьбе с коррупцией провело быстрое расследование и определило виновных в нецелевом использовании государственных средств. В крайнем случае генералом и тем более полковником можно безболезненно пожертвовать.

#В мире #Военные #Новости #Военнослужащие #Игорь Зотов #Армия #ВВС #Кувейт #Самолет #Истребитель #Военный суд #Коррупция
Подпишитесь